На титульную страницу | 11-е Декабря, №1 |
I
Посылаю обещанную картинку с пояснениями.
Пояснения
было бы легче делать не в форме автохтонных комментариев, а в форме
ответов
на вопросы. Если вопросы появятся, можно будет попробовать еще раз. На
конструктивную дискуссию надежды нет. Не ясно даже, способен ли я на
участие
в такой дискуссии. Новая и новейшая информация на тему морфологии и
типологии
культуры и близкие темы мне недоступна. И существует ли она вообще? Так
что из контекста я сам давненько вывалился, и все мои конструкции
изрядно
попахивают метафизикой и абстрактным фантазированием. О терминологии я
уже писал, о "методологии" тоже (применительно к определению политики
пр.).
Все это заметно ниже научной критики, поэтому заниматься "очищающей"
критикой
вряд ли имеет смысл: вычищено будет все. Важно, что Реципиент уяснил,
что
делалось все это на "коленке", без претензии на научность. Задачи были
другие:
а) Хоть как-то организовать в голове кучу
разнородного
материала, нахватанного из десятков разных мест, за более чем десять
лет.
Сам вид этой свалки уже вызывал раздражение;
б) получить хоть какое-то представление о самом
феномене культуры не только в ретроспективе, но и в перспективном
плане,
пусть даже это будет похоже на гадание по узорам на печени жертвенного
барашка;
в) приобрести хоть какой-нибудь опыт концептуального
мышления за пределами метафизики и онтологии.
Две первые задачи решены, в общем, удовлетворительно. С третей сложнее.
Есть подозрения, что мне так и не удалось научиться отличать
концептуальность
от глобализма и абстрактного схемотворчества. Надеюсь, со стороны будет
виднее. Со стороны же, возможно, будет видно и другое:
а) неприятие (основанное на недоверии) традиционных
для науки, "солидно-взрослых" способов постановки и решения задач. Они,
на мой вкус, слишком перегружены специфическими ритуалами и
методологическим
педантизмом. Мне далеко до такого методологического анархиста, как Пол
Файерабенд, но его установка на эвристику мне как-то ближе;
б) склонность к спонтанному самопроявлению,
импровизации,
основанная, напротив, на доверии к неизвестному заранее результату;
в) синкретичность и эклектичность терминологии и
вообще языка;
г) самодостаточность эстетико-созерцательного
взгляда
на самый результат (рисование и разглядывание картинок), не особенно
нуждающегося
в отсылках к "действительности";
д) и, вместе с тем, миро- и жизнестроительство:
"нарисуем, будем жить".
Здесь заметны черты не то ребячливого авангарда,
не то инфантильного андеграунда (понятого как маргинальный, подпольный
авангард). И все это вместо того, чтобы заняться серьезным делом -
выращивать
картошку, делать карьеру, торговать чем-нибудь, наконец. Поскольку
Страну
и Время бранить бессмысленно (хотя бы потому, что не продуктивно),
остается
предположить, что еще в нежном возрасте я не доиграл в какие-то игры.
Или
заигрался в те, что были отпущены для юности. Но довольно об этом. Кому
не нравится - пусть не ест.
II
Морфология культуры: опыт графического изображения архетипа.
1. На схеме (рис.1)
я изобразил свое понимание и видение Культуры как она есть, в
синхронном
и диахронном аспектах сразу. Ясно, что это абстрактная конструкция,
архетип.
Можно сказать иначе: "скелет" культуры как онтологического феномена. Ее
ноумен, нечто вроде эйдос'а Платона. Или еще иначе: лицевая сторона
ковра,
на изнанке которого обитаем мы сами. Точнее, могли бы обитать, если бы
ковер имел именно такой рисунок. Само слово "архетип" употреблять,
по-видимому,
не обязательно. Я употребляю его в смысле чего-то среднего между тем,
как
это делали Юнг и Шпенглер: архетип как априорная, внеисторическая форма
- матрица, в которую раз за разом отливается изменяющийся, даже
исторически
уникальный человеческий опыт. В данном случае, опыт культуры. Исходная
гипотеза состояла в том, что сама матрица может быть устроена конечным
и не слишком большим числом способов.
2. Применительно к схеме понятие архетипа означает
лишь то, что все семь типов культуры имеют, по меньшей мере, одну
инварианту
- ту самую слоистую структуру, о которой мы когда-то толковали. Она
одинакова
по форме для всех культуротипов. При транскультурных переходах эта
структура
не наследуется одним культуротипом от другого непосредственно, но
всякий
раз как бы воспроизводится заново в матрице, которая, собственно, и
есть
архетип. Можно сказать, что Культура - это способ существования и
реализации
архетипа. Подобно тому, как живые организмы есть способ существования
нуклеиновых
кислот.
3. "Слои" суть то, что я называю "стилями мышления".
На схеме архетипа они изображены разноцветными окружностями. Их можно
назвать
еще ментальными макрофеноменами, и способами организации сознания,
индивидуального
и коллективного. На слове "мышление" я не буду настаивать. Здесь важно
лишь, что речь идет не о материальных, осязаемо-вещественных
проявлениях
культуры, а напротив, о ментальных предпосылках (в сильной версии - о
причинах)
их материализации. Просто слово "сознание" в этой связи мне нравится
еще
меньше. Слишком много рефлексивных обертонов. Стили - это только
"трубы"
или "каналы". Они просто ЕСТЬ, но не обязаны ЗНАТЬ о себе, ОСОЗНАВАТЬ
факт
своего бытия. Культура в целом, взятая как архетип, возможно, что-то и
мыслит, но скорее как логический автомат Гегеля. Во всяком случае, пока
рефлексия на метауровнях не обнаружила себя явно, все стили (способы)
такого
автоматического мышления я склонен относить к сфере бессознательного.
Отсюда,
между прочим, следует: то, что называют "общественным сознанием", и то,
что я называю "стилями мышления", имеют между собой очень мало общего.
Почти ничего. Думаю, что в пространстве культуры у них просто разные
статусы,
их "реальность" отвечает разным критериям. Или разным комбинациям
независимых
критериев, если таких критериев больше двух.
4. А вот на употреблении слова "стиль" я стал бы
настаивать. И не только в пылу полемики. Стиль (нем. Stil) - это не
только
"штиль" (тишина, спокойствие), но и "стило" (острие, вектор). Правда,
на
схеме архетипа, все стили замкнуты в кольца. Но каждый сектор содержит
только фрагменты этих колец, и векторная природа стилей становится
явной.
Сами по себе стили тоже архетипичны (они, собственно, и "составляют"
архетип)
в том смысле, что не могут измениться или отмереть, подобно семье,
частной
собственности и государству у младомарксистов. Их присутствие в
структуре
всех типов культуры обязательно. Другое дело, что в процессе
культурогенеза
значение и субординация стилей изменяется. На схеме это показано
изменением
их места в иерархии. Это случается не только при транскультурных
переходах,
но и в хронологических пределах одного культуротипа.
5. История <скелетов> культуры моделируется
сканированием
схемы архетипа радиус-вектором по часовой стрелке, от границы секторов
VII - I почти до границы секторов V - VI включительно. При этом,
каждому
положению радиус-вектора (кроме совпадающих с границами секторов и
полусекторов)
соответствует нечто вроде разноцветного штрих-кода. В пределах полного
цикла сканирования рисунок штрих-кода не повторяется.
6. Еще об истории. Одна маленькая девочка сказала:
"Хочу все сразу и сейчас!" Вот так и я, проектируя схему архетипа, я
пытался
использовать иерархический, параметрический и комбинативный принципы
построения
сразу. Как первая любовь, такой "синтез" вряд ли мог быть особенно
удачным.
Зато и для истории нашлось место. Правда, такую историю можно читать с
любого места и в любую сторону. Как роман Милорада Павича "Хазарский
словарь".
Или как голограмму.
7. Изменения субординации стилей происходят таким
образом, что каждому из них выпадает роль доминанты в соответствующем
типе
культуры (секторе схемы). На схеме доминантным является внешний слой,
на
который никто не "давит", но все "подпирают". В пределах сектора его
(слоя)
положение не изменяется, в отличие от других шести слоев. (Правда,
проекция
его вектора на окружность, в которую вписана схема архетипа, меняет
знак
в точке касания с этой окружностью.) На границах секторов все ровно
наоборот:
положение сохраняет только самый глубинный слой. Другие шесть, включая
и доминантный, меняют место в иерархии. Немного похоже на Колесо
Фортуны.
"Так проходит слава мира".
8. Но память о славе остается. И не только как
воспоминание
о прошлом, но и - поскольку архетип на схеме круглый, хотя и
бугорчатый,
- как напоминание о будущем. Например, политический стиль доминантный
для
культуротипа V на границе секторов схемы I-II занимал (а может быть,
еще
и будет занимать) самую низкую позицию. Это не значит, что миф не знает
политики. Это значит только, что в мифодоминантном типе культуры
собственно
политические феномены (интрига, например) не проявляют себя как нечто
особенное,
обладающее для-себя-бытием. Они реализуются в формах мифа и
"интерпретируются"
в его "терминах". Тоже справедливо для самого мифа в пределах секторов
V и VI. Если допустить, что схема отсылает к "действительности", то
применительно
к секторам VI и VII, такие напоминания о будущем будут похожи на
культурологический
прогноз. Если такого допущения не делать, будем иметь прогноз в
сослагательном
наклонении, игру в эвристику.
9. Алгоритм смены доминант и субдоминант задан самой
конструкцией схемы, а именно эксцентричным расположением
окружностей-стилей
относительно центра архетипа. Это значит - произвольно. Порядок
взаимного
расположения окружностей тоже. И количество стилей-окружностей
определялось
тем же методом. Конечно, по каждой из этих позиций можно было бы
наскрести
Монблан фактов. Но каждому Монблану можно противопоставить свой
Эльбрус.
Даже одни и те же факты можно вывернуть наизнанку. Факт - вещь не
слишком
упрямая, скорее амбивалентная, нечто объективное в субъективной рамке,
как фотография. "Нет факта без мысли" (кажется, Пастернак). Сдвинь
рамку
- что-то окажется за кадром, изменится картинка. Но вот одна такая
рамка.
Мне показалось, что правовое и витальное (обыденное, "кухонное")
мышление
достаточно самобытно, чтобы не валить их в одну кучу с религиозным и
мифическим
соответственно. Правда, самобытность и особость витального стиля
угадывается
пока только интуитивно. Но есть надежда, что когда нибудь удастся
реконструировать
"категориальный" строй и "логику" (или хотя бы алгоритмику) этого
стиля.
Через (сквозь) ритуал, например. Кавычки здесь неизбежны, поскольку
неясно,
можно ли вообще говорить о логике кроманьонцев, неандертальцев, и
детей,
еще не владеющих речью, мифос'ом.
И все же:
а) Поведение диких животных, особенно молодых,
иногда
демонстрирует избыточность, не связанную явно с физиологической
целесообразностью
и пользой. Охота за воображаемой добычей на безусловно пустом (!)
месте,
игры - перевоплощения, опасное любопытство, случаи странной "дружбы"
между
представителями далеких видов, множество примеров "одомашнивания" одних
видов животных другими, - все это похоже на Культуру в ее витальной
фазе.
б) У взрослых высших животных просматривается явно
несимметричный характер поведенческих ошибок при поиске пищи, партнера,
и т.п. В этой асимметрии мне видится работа какой-то структуры,
несводимой
к инстинкту и благоприобретенным навыкам-рефлексам. Впечатление такое,
как будто зверь делает выбор: если нельзя не ошибаться, то надо
ошибаться
в "нужную" сторону. Так может возникнуть установка на СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ
ошибку.
Случайная ошибка как бы "выдавливается" из ситуации, замещается или
перекрывается
ошибкой систематической. И это тоже похоже на Культуру в ее буквальном,
"культивирующем" изводе. Сюда можно отнести многие, если не все, случаи
поведенческой перестраховки и опасливости, которая неизбежно ведет к
искаженному,
заведомо неправильному восприятию ситуации. И, к тому же, явно снижает
КПД. Но формулы типа "лучше сто раз принять пень за медведя, чем один
раз
- медведя за пень" для меня понятны и естественны. Я даже
почти
готов признать в них "логику" витального стиля (здравого, т.е.
здорового,
жизнесообразного смысла), для которого "все - живое". А это значит, что
«все» потенциально:
- опасно;
- съедобно;
- годится на роль сексуального партнера или
соперника.
Ведь даже тиканье часов можно совершенно бессознательно загнать в
эротический
или гастрономический дискурс. Да и бомбы иногда тоже тикают. Но все это
только интуиции и фантазии, порожденные, возможно, спецификой профессии
и образа жизни.
10. Если стилям присвоить
порядковые номера, начиная, скажем, с витального, то структуру любого
из
семи культуротипов можно задавать цифровым способом. Причем в двух
вариантах,
до и после смены иерархии субдоминант (рис. 2)
7
х
2 = 14 комбинаций. Смену доминант и перетряхивание всей иерархии на
границах секторов можно изобразить тем же способом: 7 х 1 = 7.
11. Если каждому стилю присвоить значение ноты
музыкального
лада ("до", "ре", "ми", и т.д.) и проиграть их, скажем, изнутри наружу
(или наоборот), то получим 7 х 2 = 14 "мелодий", сгруппированных по
парно.
Взятые аккордом, они должны звучать одинаково или очень похоже. Такой
аккорд
будет звуковым выражением архетипа, а "мелодии" - типов и подтипов.
Нарисовать
это я не могу.
12. Если схему вырезать из картона, сектора
раскрасить
в цвета радуги (Каждый Охотник Желает Знать и т.д.), вставить в центр
карандаш
и раскрутить получившуюся игрушку-волчок, то разноцветная Культура
вроде
бы должна "исчезнуть", превратиться
(возвратиться)
в белую Природу. Результат такого опыта можно истолковать в том смысле,
что дистанция между Природой и Культурой существенно зависит от точки
зрения
или системы отсчета. И поэтому, в принципе, может задаваться волевым
способом.
Например, "проективно", "креативно", или как-нибудь еще. Но можно
ничего
не истолковывать, а просто забавляться. Рисовать тут ничего не надо,
все
ясно и так.
13. Схема архетипа европоцентрична. Самое большое
- северополушарна. Хотя прямого запрета на глобальные экстраполяции я
пока
не вижу.
III
О том, что есть стили сами по себе, какой у каждого "носитель", чем они отличаются один от другого, что у них общего, как они взаимодействуют и "работают", образуя, тем самым, внутреннее пространство культуротипов, я писать здесь не буду. Во-первых, это долго и нудно. Во-вторых, неясно, интересно ли это Реципиенту. В-третьих, мне и самому здесь кое-что не ясно. Не то, "как на самом деле", а то, как построить концепт. И, наконец, это имеет отношение уже не к морфологии, а скорее, к феноменологии Культуры. А это уже другая тема и отдельный разговор. Там меньше собственно Игры и больше разговора о ней. Для начала хотелось бы узнать реакцию на Морфологию. Желательно без фиксации на вопросе о том, "как на самом деле". Честно говоря, мне даже думать об этом не хочется. В отдаленной перспективе предполагается еще и Логика Культуры. Точнее, нечто в зазоре между семантикой и топологией (в ее окологеометрическом изводе). Если учесть, что мои представления об этих науках самые причудливые, результат может получиться прямо-таки патологическим по своей ненаучности. Тем и любопытен. В общем, сплошной идеализм, и не очень объективный.
Будь
здоров.
20.07.99 г.
В.П.
Рис 1. Архетип Культуры - "калейдоскоп" культуротипов. [назад]
Рис 2. Схема смены субдоминантных стилей в иерархии культуротипа. [назад]
Внутри религиодоминантного культуротипа (сектор IV) смена иерархии стилейпроисходит в следующем порядке:
(сектор IV а) 4 - 3 - 5 - 2 - 6 - 1 - 7
(сектор IV б) 4 - 5 - 3 - 6 - 2 - 7 - 1
На переходе от религиодоминантного к политикодоминантному культуротипу иерархия стилей меняется следующим образом:
(сектор IV б) 4 - 5 - 3 - 6 - 2 - 7 - 1
(сектор V а) 5 - 4 - 6 - 3 - 7 - 2 - 1
Обозначение имен "стилей мышления":
1 - ВИТОН; 2 - МИФ; 3 - ПРАВО; 4 - РЕЛИГИЯ; 5 - ПОЛИТИКА; 6 - НАУКА;
7 - ИСКУССТВО.
Вообще, весь архетип можно изобразить в виде цифровой матрицы, числового поля. Тогда, на границе секторов VII и I плоское (двумерное) пространство матрицы замкнется, образуя полый цилиндр. Семь "шагов" в длину, семь "шагов" по окружности.
На титульную страницу | К началу страницы | 11-е Декабря, №1 |