На титульную страницу 11-е Декабря, №5

 


Не так страшен чёрт (), как чертить его по чёрточкам!

Вашему вниманию предлагается пять уроков скорописи с несколькими отступлениями, но вам придется выполнить 44 урока — именно столько их зашито в тренажёр скорописи. Скачайте училку графов (о ней вводный урок) и тренажёр скорописи (о нем речь пойдет в первом уроке). Установка проста как правда — разархивируйте полученные zip-файлы в удобное для вас место. Стартуют инструменты из jar-файлов. Для этого на вашем компьютере должна быть установлена Ява-машина. Если не знаете, как это сделать, спросите у своих товарищей, у ближайшего компьютерного гуру, у Гугля или Яндекса, наконец. А теперь к делу.

Вводный урок.

Все иероглифы состоят из элементов. Одни из одного (), другие из двух (), третьи из трех (), четвертые, пятые, шестые… Но до этих нам пока нет дела, мы начнем учиться пи­сать, быстро писать, с самых простых иероглифов, с тех, которые состоят из одного элемента. Дальше — больше, но это именно дальше, на следующих уроках. А пока… Пока возьмем 1200 самых частых иероглифов, ранжируем их по степени сложности, выберем из них самые простые. Мы не будем их учить, мы будем их писать. Во-первых, я полагаю, что знаете вы их и без меня, во-вторых, зачем же я буду лезть не в свое дело? Учите, как хотите. У вас про это, наверняка, куча книжек, курсы в сети, курсы с преподавателем, иными словами, не мне вас учить, ...хотя… Ладно, даже если вы "знаете" все эти иероглифы, т. е. помните все их значе­ния и все нюансы их применения, даже если вы запомнили намертво порядок всех черт всех этих иероглифов, я научу вас писать их правильно, быстро, каллиграфическим типографским шрифтом и, на спор, в два(!) раза быстрее, чем вы пишите сейчас. Ну, а если вы ещё не по­тратили тучу времени на бессмысленную зубрёжку порядка чёрточек во всем этом содоме (например, ), я научу вас писать сразу, с первого раза в два раза быстрее, чем пишут те, кому не жалко своего драгоценного времени, и кто бездарно убивает его на развитие "мелкой моторики и механической памяти руки", никому не нужной моторики и ничего не помнящей памяти.

OK. Иероглифы состоят из элементов. Смотрим и видим. Но потом нужно воспроизве­сти то, что видишь, причём, на компьютере (планшете, смартфоне). Мы хотим складывать иероглифы из элементов. Нет проблем. Вводим буквы на клавиатуре и из них складываем слова. Но когда-то, в древности, жил некто, кто закодировал наши буквы для компьютера, и компьютер работает с этими кодами. Мы видим и печатаем буквы, а компьютер работает с ко­дами. Точно так же и в иероглифике: мы видим в иероглифе элементы, а компьютер работа­ет с их кодами, которые в структурной иероглифике называют графами. Из каких элементов состоят иероглифы, сколько их, почему именно столько, почему этот граф кодирует именно этот элемент иероглифа? На все эти вопросы отвечает струк­турная иероглифика. Если вам это интересно, читайте книжки. Сейчас же нам важно понять, что в иероглифах мы видим их элементы, на клавиатуре нарисованы графы. Графы кодируют элементы иероглифов. Задавая граф с помощью клавиатуры мы можем получить иероглиф, содержащий в той или иной по­зиции вполне конкретный элемент. Нажали на клавиатуре "", получили на экране "". На­жали на клавиатуре "" дважды, получили "". Поэтому "пе­чать" иероглифов и выглядит для нас как "сборка" иероглифа из компонентов как мозаики из кусочков стекла или цветной керамики.

В большинстве случаев графы визуально совпадают с элементами иероглифов, но не всегда. С этими особыми случаями мы познакомимся в процессе освоения композиционного ввода. Использовать нам придется два очень сходных инструмента: училку графов и тре­нажёр скорописи. Описывать подробно я их не буду, их свободно можно освоить методом "научного тыка". Но помочь на первых этапах освоения можно. Мордашку первого инстру­мента см. на картинке.



Основ­ной элемент это матрица графов, из-за неё весь сыр-бор. 10 х 10, совсем не страш­но. Это не всё, но около 90% иероглифов вводится именно этой сотней кла­виш. Ещё сотня клавиш спрятана под клавишей Shift, но всё по порядку, до неё очередь ещё дойдёт. Пока нам хватит первой сотни. Каждый из этих графов выглядит почти так, как вы­глядит соответствую­щий ему элемент в иерогли­фах. Каждый граф имеет свое имя. Это имя, строго говоря, условно. Оно может совпадать со значением иероглифа, когда граф по начерта­нию совпадает с таковым ( — рука), может совпадать с названием ключа Канси ( — зем­ля), может совпадать и с тем, и с другим как для большинства графов, а может быть совер­шенно условным (* — звёздочка), всё это приду­мано для нашего испорченного аналитикой ума, для которого каждый объект должен иметь имя. Так нам проще. Но глобально задача за­ключается в том, чтобы запомнить эти графиче­ские образы, научиться вычленять их в иероглифах и за­помнить где они расположены на кла­виатуре. Сразу предупреждаю — для взрослого челове­ка работа с его "видеопамятью" пред­ставляет определенную проблему. То, что дети делают естественно, просто, незаметно, и без труда, взрослому уже доступно с большим трудом, его способности к запоминанию графиче­ских образов уже спят. Распозна­ванием образов заняты глубинные и древнейшие слои наше­го сознания, наше подсознание. Влиять мы на него не мо­жем, можем только пользоваться ре­зультатами его мгновенного и безошибочного труда, если разбудим его. Его невозможно из­насиловать, с ним невозможно договориться, мы с высоты своего "аналитического величия" можем только отмечать малень­кие его успехи и стимулиро­вать его продвижение самым про­стым стимулом — удовольстви­ем от такого рода работы. Без этого удовольствия вы не добьётесь успеха. Нужно любить эти картинки и искренне радо­ваться, когда вы узнаёте их. Вот на этом этапе вам могут понадо­биться имена этих картинок: это — рука, а это — земля. Если картинки запоминаться отказы­ваются, переключите тре­нажёр в режим имена и на пер­вых порах попытайтесь запомнить их по именам. Потом вы их забудете. При этом совершен­но не возбраняется сочинять им свои имена, например, "зако­рючка" или "кракозяба". Это со­вершенно не важно. Важно запомнить образ и его расположе­ние. И лучше всего для этого подходит как раз режим картинки. Стоит отметить, что во всех режимах работает учебка — режим обучения. Первым делом включите его галочкой в его чек-боксе и с помощью клавиш < пред. и след. > просмотрите весь набор графов. Если отме­тить чек-бокс по частоте, тре­нажёр будет предъявлять вам графы по ча­стоте использо­вания, раскручивая их от центра к краям. Если 100 графов вам покажется слишком много для перво­го раза, можно уменьшить количество графов в тесте, указав в по­лях от и до требуемые чис­ла меньшее ста, например, 1 и 50. Вторым этапом можно поучить оставшиеся графы от 51 до 100. Своя рука — владыка.

Обратите внимание на два очень сходных графа: (ограда) и (рот). Это уникальный случай в иероглифике, когда два элемента отличаются только размером. В данном уроке это будет вас обескураживать, в последующих станет проще. Элемент ограда () в настоящее время в качестве самостоятельного иероглифа практически не употребляется, а используется лишь в составе других иероглифов. Рот () употребляется и самостоятельно (и тогда он означает рот, устье, горлышко — любой узкий проход в расширяющееся пространство), и в составе других иероглифов, но, когда он встречается в составе иероглифов, он не включает в себя никаких иных элементов, тогда как в ограде встречается много всего: 国, 因, 图, 圈, — включая и сам рот — .

Существует единственный в своём роде уникальный граф, который не имеет фиксиро­ванного отображения на пространство элементов иероглифов. Это "пустой" граф звездочка (*). Он не кодирует никакого определенного элемента, но поставленный в конце описания пол­ной последовательности элементов иероглифа, он сообщает нам, что в описании "что-то не так", что существует как минимум ещё один иероглиф, последовательность графов в описа­нии которого совпадает с указанным, но поскольку основания структурной иероглифики тре­буют уникальности описания иероглифа, данный "пустой" граф и обеспечивает эту уникаль­ность. Допустим, мы имеем два иероглифа: и . Последовательность графов обоих иеро­глифов одинакова: и . Добавим в конец описания иероглифа пустой граф-звёз­дочку и получим уникальную последовательность графов 口力*. Этакая отметка инаково­сти. В пя­том уроке вам встретится иероглиф , про который можно сказать, что он сильно похож на глаз (), но что-то в нём слегка не то. Это "не то" — удлинённая нижняя гори­зонталь. Самый простой и экономный способ отметить инаковость некоторых элементов, это ввести в список графов такую отметку. Кого отмечать особым знаком, понятно — того, кто встречается реже. Это обеспечит и простоту запоминания и скорость ввода тех иероглифов, которые встречаются чаще.

Сказанного о вводном уроке достаточно, поэтому отключите учебку, и начинайте тест. Первый проход займёт у вас минут двадцать. Дальше — меньше. Когда достигните трех-четырёх минут, вы уже победили. Переходите к следующему уроку.

Урок первый.

Если во вводном уроке у вас всё получилось, прохождение первого урока не составит труда. Первый урок состоит из 48-ми иероглифов. Как "напечатать" эти 48, по сути, вы уже знаете. Но сначала давайте взглянем на мордашку следующего инструмента — тренажера скорописи.

Так же, как и остальные инструменты, этот легко осваивается "методом тыка". Слева вкладка test, с ней мы и будем работать, справа клавиатура. Она вшита в приложение, чтобы вы не заботились о загрузке отдельного приложения. В центре клавиатуры блок графов, отде­ленный легкими вертикальными линиями, который полностью совпадает с матрицей училки графов из вводного урока. Вы их уже знаете и быстро находите на матрице. Если нет, верни­тесь к вводному уроку и повторите его. В первых 12-ти уроках вам будут нужны только гра­фы этой центральной части матрицы.

Пожалуйста, имейте ввиду, что тренажёр скорописи это не училка иероглифов, это имен­но тренажёр скорости письма. Каждый иероглиф уроков имеет имя, но не перевод, не значе­ние. Его имя это катастрофически зауженное значение иероглифа, выбранное условно из всего сонмища значений. Это первое по частоте встречаемости словарное значение из слова­ря Котова. И ничего больше. Иероглиф , например, в этом словаре имеет 5 значений и, со­ответственно, переводится в разных текстах по-разному. Если вы хотите выучить значения иероглифа, способы его перевода, вам лучше использовать другие инструменты (словарь и училку иероглифов). Имя иероглифа, так же как имя графа, нужны лишь для "синхрониза­ции" картинки иероглифа и ваших предыдущих (или последующих) знаний о данном иеро­глифе. Если вам трудно на первых порах запоминать иероглиф как картинку, можете обма­нуть своё подсознание, запоминая с картинкой её имя. Тоже относится и к произношению иероглифов. Например, для иероглифа в качестве произношения указано только дэ (de) и игнорируются остальные. Повторяю, тренажёр призван только научить вас двумя кликами ввести иероглиф . Забегая вперёд, скажу, что в некоторых реализациях клавиатуры иероглиф , ввиду необычайно высокой частоты его употребления, вообще вынесен на отдельную кнопку и вводится одним кликом.

Но вернемся к тренажёру. Также как и в училке графов, здесь есть режим обучения — чек-бокс practice. Для перво­го раза рекомендую задействовать этот режим и просмотреть все иероглифы урока, переме­щаясь по ним клавишами ←prev и next→. Это напомнит вам мате­риал вводного урока. На вкладке test выберите в списке уроков первый и нажмите кнопку Go! Обратите внимание на ввод иероглифа . Это первый для вас случай, когда иероглиф и кодирующий его граф различаются заметно. Если вы не знакомы с ключами Канси, пока про­сто запомните, что иероглиф вводится с помощью клавиши с графом .

 Отключите режим обучения и начинайте тест. В отличие от училки графов, здесь бы­стрый ввод иероглифов, совпадающих по начертанию с графами матрицы, обеспечивается правой кнопкой мыши. Дальше, когда в последующих уроках вам придётся вводить иерогли­фы из двух, трех и большего числа элементов, вы поймёте, зачем вам мучиться с правой кнопкой мыши. Пока терпите и делайте именно так — вводим иероглифы первого урока пра­вой кнопкой мыши. Это быстро и просто. Если вы не ошиблись, тренажёр в ответ скажет вам "Ok!" в строке статуса. Нажимаем кнопку next→, получаем следующий вопрос. Вместо кноп­ки next→ можно в любом месте матрицы нажать правую кнопку мыши. Если ответ введён и следующий вопрос ещё не задан, правая кнопка мыши эмулирует нажатие кнопки next→. На втором-третьем проходе теста вам наверняка надоест эта манипуляция. В таком случае мож­но включить режим continuous — непрерывный. В этом режиме тренажер в ответ на правиль­ный ввод сразу предложит вам следующий вопрос и остановится только в случае неправиль­ного ввода. Не спешите с переходом на непрерывный режим теста. На первых порах вам важ­но "насмотреться" на сам иероглиф и на кодирующие его графы. Потом только можно начать наращи­вать скорость ввода. Вот тогда включайте непрерывный режим и контролируйте ско­рость выполнения теста. Если вы выполняете первый урок за полторы-две минуты, можно смело переходить ко второму уроку.

Тренажёр не блещет интеллектом и прост как правда. Он просто запоминает ваши пра­вильные ответы и после пяти правильных ответов подряд считает, что вы уже всё выучили. Каждый неправильный ответ или использование подсказки обнуляет число правильных отве­тов. Это помогает быстро пройти те иероглифы, которые легко запомнились и снова и снова повторять то, что не ложится в память. Число правильных ответов задается в нижнем окошке с начальной цифрой 5. Вы можете увеличить её и продолжить выполнение теста, если считае­те, что пяти правильных ответов вам маловато, чтобы твердо запомнить иероглиф. Я рекомендую вам периодически проверять качество запоминания с помощью кнопки random25. Эта кнопка игнорирует количество правильных ответов, и выводит в тест 25 слу­чайно взятых иероглифов из указанного в списке урока. Если вы что-то забыли, иероглиф вернется в список для изучения, ибо число ответов для него обнулится.

На второй вкладке тренажёра lessons можно обнулить результаты всех пройденных уро­ков.

В таблице вверху выберите нужный урок или уроки, и нажмите кнопку с красной надпи­сью "/0". После дополнительного подтверждения результаты выделенных уроков будут изме­нены. Об остальном на этой вкладке поговорим отдельно, а пока переходим к описанию сле­дующего урока.

Небольшое отступление о вариантах.

В первом уроке вы столкнулись с первым вариантом в отображении графа в иероглифе. Иероглиф из одного элемента 老 вводится с помощью клавиши с графом 耂. Во втором уро­ке вам встретится еще пять таких случаев, а дальше и того больше. Если вы уже знакомы с ключами Канси, вас это не удивит. Вы отлично знаете, что ключи имеют различные вариан­ты: нож (刀), нож сверху(⺈), нож сбоку (刂) . А ключ "вода" может выглядеть в иероглифе так — 水 и так — 氺, и даже так — 氵. Вы привыкли к этому, и слава богу. А тем, кто к этому не привык, достаточно уяснить, что иероглифы состоят из элементов, которые описываются графами, причём некоторые графы почти точно повторяют внешний вид элементов иерогли­фа, в некоторых случаях совпадают с ним, а в некоторых случаях отличаются разительно. Условно можно сказать, что некоторые графы кодируют только сами себя, и их вид почти не отличается от элементов иероглифа, а некоторые кодируют несколько весьма различных эле­ментов. Часть этих изощрённых графов числом 18 из первой сотни приведена в таблице ниже, а до остальных нам нет дела до 13-го урока. К сожалению, не все вариативные элемен­ты можно отобразить в тексте. Например, в Юникоде нет отдельного символа для верхнего элемента иероглифа (羊皿), а это известный вам баран. Нет руки, как она изображается в иероглифе , например. Поэтому их нет в таблице ниже. Но доверяйте своим глазам, они от­лично видят такого рода вариации и вы их легко запомните.


графы

кодируемые элементы

примеры в иероглифе

乛 乚 ㇈ ㇆ ㇉ ㇋ ㇡

了 电 九 习 污 及 仍

⺈刂

负 划

忄 ⺗

性 恭

  龵

友 看

氵氺

汉 函

西

西


 

Чтобы не возвращаться к этому впредь, и чтобы вас не обескураживали такие случаи, полезно внимательно рассмотреть в таблице вариантов начертания примеры иероглифов, элементы которых кодируются "вариантными" графами. После этого вернитесь к училке гра­фов, выберите в ней режим варианты и потренируйте руку и глаз.

Урок второй.

Начинается самое вкусное. Иероглифы, которые состоят из двух элементов. Всё просто — что видим, то и пишем.

Выберите в списке уроков второй, отметьте чек-бокс practice и начинайте урок. Система по очереди предъявляет вам иероглифы этого урока. Сначала имя иероглифа, сам иероглиф, далее произношение по пиньиню и палладию и ещё два поля, картинки в которых пока оди­наковы. Первое из них это полная последовательность графов данного иероглифа, а вторая — его маркёр. Потом вы увидите в последующих уроках, что полная последовательность графов более сложных иероглифов увеличивается, а маркер, достигнув максимума в три гра­фа, больше не изменяется, ибо сказано в начале — все иероглифы имеют маркёры не более трёх графов. Именно поэтому ввести любой иероглиф можно тремя кликами. Конечно, если вы его маркёр помните. Учите маркёры.

Но сейчас посмотрите на самое нижнее поле описания иероглифа. В нем указы­вается ре­альная последовательность элементов, как они выглядят в иероглифе. Обратите внимание на следующие 5 иероглифов: 电, 了, 及, 互 и 七. Из них 七 прямо-таки чемпион исключений: горизонталь в нем наклонная, элемент 乚 кодируется графом 乙, и пи­шется он наоборот, против правил декомпозиции — сначала второй элемент, а потом первый. Пожа­луйста, запомните этот единственный случай среди всех иероглифов, больше подобное не до­пускается нигде.

Отключаем режим обучения и начинаем тест. Теперь вводить графы нужно левой кноп­кой мыши. В первом уроке мы вводили иероглифы из одного элемента, и клавиатура позволя­ет делать это непосредственно в фокус ввода, используя правую кнопку мыши. А в норме, когда нужно собрать иероглиф из элементов, левой кнопкой мыши мы отправляем их (см. вкладку compositor) в маленькое окошко графов слева вверху над кнопкой Clear, которой, кстати, можно и очистить это окно в случае ошибочного ввода. По мере ввода графов система выводит в окно иероглифов, справа от окна графов, все иероглифы, в маркёрах которых со­держатся эти графы в порядке их ввода. К примеру, ввели левой кнопкой мыши граф 亻, по­лучили в окне иероглифов целую гребёнку иероглифов, маркёры которых начинаются с этого графа. Копаться в этой куче дело неблагодарное. Вводим ещё один граф, теперь 乙. В окне иероглифов остается шесть иероглифов, причём искомый 亿 стоит на первом месте. Это важ­но. Первое место привилегированное, как и все первые места. Вообще, мы можем левой кнопкой мышки отправить в фокус ввода любого из окна иероглифов. Но первого можно по­слать проще всего. Во-первых, нажав специальную клавишу Transfer, иногда это удобно. Во-вторых, можно просто крутнуть колёсико мышки, оставаясь на матрице графов. В-третьих, можно просто нажать правую кнопку мыши, и я всегда делаю именно так, но у нас свободная страна, и вы вольны использовать любой способ.

Когда после ввода двух графов в окне иероглифов остается только один, как при вводе иероглифа 开, например (графы 一 и 廾), иероглиф автоматом сам улетает в фокус ввода. Вы можете проследить за этим процессом, отключив кнопку accelerate, тогда эти единственные будут оставаться в окне иероглифов до тех пор, пока вы не пошлете их на место. В этом уро­ке таких "улётных" иероглифов 15 шт., дальше при усложнении иероглифов количество их будет только увеличивать­ся.

Второе отступление.

Теперь вам всё понятно, и в моих поучениях нет никакой необходимости вплоть до 13-го урока. А пока можно сделать ещё несколько замечаний по тренажёру.

На его вкладке lessons (см. картинку в первом уроке). есть славная кнопочка filter. Это залипающая кнопка и пока она нажата, в нижней таблице отображаются иероглифы из вы­бранного урока в верхней таблице. Иногда полезно просмотреть их именно так. Кнопку отпустили, фильтрация снялась. Число слева от кнопки показывает сколько иероглифов в та­блице. Здесь же можно (пока не спешите, сделаете это потом, когда пройдёте все уроки) со­здать собственные уроки (клавиша new, вводите имя урока, нажимаете клавишу save. Затем находите в нижней таблице нужный вам иероглиф, просто вводя его с клавиатуры, в таблице уроков выбираете нужный и нажимаете кнопку change lesson (изменить урок). И вообще, не бойтесь экспериментировать с инструментом. Опасайтесь только клавиши delete.

На вкладке compositor есть две любопытных возможности изменять режим выбора иероглифов в окне иероглифов (Glyph selection), и тип вопросов урока (Lesson mode). Первый режим по-умолча­нию организует выбор иероглифов по маркёрам (mark), когда введенные вами графы ма­шина считает графами маркёра и выдает вам иероглифы, имеющие подобные маркёры. Но вы не обязаны с первого урока знать все маркёры. Может быть вам хочется найти иероглиф, про ко­торый вы ещё ничего не знаете. Для этого существует режим "свобод­ного поиска" (free), например, чтобы найти иероглиф с бумажного носителя. Вводите элементы, которые вы видите на картинке, в любом порядке, и машина выдаст вам все иероглифы, где данные элементы встре­чаются в любой позиции. Этот режим не очень полезен в наработке ско­рости ввода, но вы бу­дете часто использовать его на реальной клавиатуре для поиска иероглифа в слова­ре. Пока в тренажёре можно таким образом искать иероглифы на вкладке lessons в списке иероглифов в составе уроков. Только не удивляйтесь частому появлению со­общения, что иероглиф не найден — клавиатура может написать больше шести тысяч иероглифов, а в тре­нажёре забито только 1200 штук. Режим точного соответствия (strong) мо­жет пона­добится вам после 20-го урока, особенно после 30-го, когда число элементов иероглифа превысит три. Вам может по­казаться, что вы помните только маркёр (чего, соб­ственно, вполне доста­точно!) и не помните "всей картинки". Если вас это так уж беспокоит, включайте режим strong и вво­дите иерогли­фы последовательно по составу их элементов. Только отключите то­гда accelerate и не удив­ляйтесь, если машина найдёт иероглиф раньше, чем вы ввели все гра­фы. Такой уж этот тре­нажёр изощрённый, и ориентирован он именно на ско­рость ввода.

Тип вопросов урока (Lesson mode) по-умолчанию установлен в показ картинок (character). Если почему-то картинки запоминаются плохо, и вам кажется, что вы лучше запом­инаете их по именам, включите режим meaning. В качестве вопроса в уроках вам бу­дет предъявлено имя иероглифа. Об именах я говорил в первом уроке, имейте это ввиду. Вы­учить иероглифы, т. е. выработать графико-смысловые ассоциации между картинкой иероглифа и его значением, гораздо проще с помощью другого инструмента, училки иерогли­фов, которая позволяет организовывать уроки не по графическому принципу ("проще-слож­нее"), а по те­матическому, по привязке иероглифов к учебному тексту, ибо известно, что смысл иероглифа "живёт в тексте и контексте". Если же вы будете использовать тре­нажёр скорописи в качестве училки иероглифов, вы намеренно будете сужать свои возмож­ности изучения смыслов и зна­чений. Рекомендую использовать этот режим как паллиатив, и все­мерно бо­роться с этой сво­ей слабостью.

Тоже относится и к режиму звуковому (palladium) по палладию. Он есть, его можно ис­пользовать, но на свой страх и риск, как и режим имён. Есть способы более эффективного изучения произношения иероглифов в связи со значением иероглифов. Помните об этом.

Пока сказанного о режимах клавиатуры достаточно.

Третье необходимое отступление.

За 12 уроков вы достигли реальных успехов в скорописи, но, наверное, вам стало уже немного скучно. Чтобы избавиться от скуки, именно сейчас нужно вернуться к училке гра­фов, о которой я говорил в первом отступлении. Загрузите её. В окошках от и до укажите числа 101 — 200, нажмите клавишу Shift и маленькую клавишу с крестиком справа от неё.

Всё также как и прежде, только матрица графов изменилась. Теперь вы видите те остав­шиеся 100 графов, которые сложнее графически и используются гораздо реже графов первой матрицы. По этой причине они будут быстрее забываться. Помните об этом и будьте внима­тельны. Основная и самая частая ошибка при поиске незнакомого иероглифа это попытка "разрезать" забытый граф второй половины матрицы на элементы первой половины матрицы. Например, попытка представить неделимый (!) граф 谷 как последовательность "八人口". Или 鱼 как последовательность "刀田 一" (нож сверху вы уже знаете и узнаёте его в составе иероглифов с радостью). Поэтому, вторую половину матрицы графов учить нужно. И полез­но. Графы здесь организованы не как на полномерной клавиатуре, а двумя отдельными частя­ми. И не только для того, чтобы спрятать от вас то, что пока не нужно, а ещё и потому, что точно так же организована клавиатура на малоэкранных устройствах, например, на смартфо­нах. Поэтому, пока вы мучаетесь с мышкой, вы подспудно научаетесь вводить иероглифы и на смартфоне.

Далее всё как и прежде: прогнали учебку, прошли все варианты и картинки с варианта­ми. Имена на ваше усмотрение. И апофеоз училки графов это все графы от первого до двух­сотого в режиме картинки все (со всеми вариантами), с переключением с первой половины матрицы на вторую с помощью клавиши Shift. После каждого введенного графа со второй по­ловины матрицы, училка сама переходит на первую половину, приучает вас к реальному вво­ду графов на смартфоне. Но на компьютере вы можете слегка смошенничать. В училке рабо­тает и реальная клавиша Shift на клавиатуре вашего компьютера. Вы можете нажимать и её для перехода на вторую половину матрицы. Но не спешите её отпускать, пока не увидите сле­дующий вопрос, а вдруг он тоже со второй части матрицы? Так вы сэкономите какую-то долю секунды.

До встречи на 13-ом уроке.

Урок тринадцатый.

В тринадцатом уроке всё так же как и в первом — основную массу иероглифов вводим правой кнопкой мыши, ибо состоят они из одиночных элементов и в большинстве случаев выбирать ничего не надо. Он прост по исполнению, потому и такой объёмный — 51 вопрос. Как ввести все эти иероглифы, вы уже знаете после училки графов. Вы также уже заметили, что расширенная полномерная клавиатура отличается тем, что вторая половина матрицы гра­фов училки поделена пополам и эти половины разнесены влево и право. Только и всего. В этом уроке вам нужно только слегка "повернуть мозги" и давить на правую кнопку мышки вместо левой. Это не сложно. Но этот ловкий прием не пройдёт только на двух иероглифах: 乡 и 肉. Тут жмите левую кнопку и потом правую. Всё у вас получится.

Поскольку половинки знакомой матрицы разнесены по сторонам, немного больше вре­мени понадобится для перемещения мышки. Не сложно довести время исполнения этого уро­ка до двух минут.

А сейчас я объявляю вам перерыв в моих надоедливых комментариях вплоть до двадца­того урока.

Удачной охоты.

Урок двадцатый.

Наконец мы добрались до самого долгого ввода. Начались иероглифы из трёх элементов. Для их ввода требуется максимальное количество графов маркёра. Но и здесь есть возмож­ность смошенничать. Во первых, иероглиф 何 сам улетает в фокус ввода после ввода двух графов. У него нет конкурентов на последовательность ввода 亻 и 丁. Осталось 28 иерогли­фов, и 18 из них после ввода первых двух графов оказываются в первой позиции списка иероглифов, т.е. можно не обращать внимания на последний граф, а просто нажимать правую кнопку мышки для переноса их в фокус ввода — приём, описанный ещё во втором уроке. И только 10 иероглифов (体,别,倒, 仍,货,哭,司,味,华,贷) потребуют от вас аккуратного и последовательного ввода всех трёх графов маркёра. Тренируйтесь. А я ещё раз побеспокою вас после 24-го урока.

Урок двадцать пятый.

Начиная с 25-го урока до 35-го включительно, маркёры всех иероглифов состоят из двух графов, а значит вводятся двумя кликами. Хороший темп ввода заставляет платить вни­мательностью и напряжением памяти — эти укороченные маркёры нужно запоминать. Но не так уж страшен чёрт, как вы знаете. Обязательно: первый граф маркёра всегда левый верх­ний элемент иероглифа (или первый граф полного описания иероглифа). Первого мы уже знаем. Второй может быть либо вторым графом, либо последним. Всё, третьего не дано.

Если вы хорошо представляете себе картинку иероглифа, ввести его всегда можно без труда. Я уже говорил, что на иероглифы нужно "насмотреться" и воспринимать их как дети, единым целостным образом. Разбудите в себе ребёнка, и всё у вас получится. В процессе изучения и тренажа всё это происходит естественным образом, ибо все те, кто изначально не умел распознавать графические образы, уже давно вымерли. Или сами съели что-то негод­ное, или их съели те, кого они не смогли распознать. Природа за нас. Те немногочисленные исключения из описанных правил, которые встретятся вам в жизни (в письме или при печати иероглифов) вы легко распознаете и легко запомните.

Последнее отступление.

Никогда не отступайте. До последнего урока только вперёд. Потом можете переформа­тировать уроки так как вам будет нужно, свести некоторые иероглифы вместе, некоторые развести по разным урокам. Здесь нет возможности добавить дополнительные иероглифы, но в рамках уроков скорописи это и не нужно, главное, что вы поняли принципы и приучили свои глазки, надеюсь, и руку. Остальные иероглифы освоите сами. Есть училка иероглифов, куда вы можете добавлять всё, что вам вздумается, есть словарь, который в отличие от тра­диционных словарей знает структуру иероглифов. Они вам помогут. И пишите, переписы­вайте тексты. Переписывайте незнакомые тексты с бумаги, даже без перевода. Потом, когда вы будете иметь эти тексты "в цифре", вам легко будет найти все их иероглифы в словаре. А пока не мошенничайте, даже в словаре пишите иероглифы, а не вставляйте их через copy-paste.

Пишите, и вам воздастся.

Б.П.

  Контрольный вопрос.

Сколько кликов мышки требуется чтобы ввести иероглиф ?



На титульную страницу К началу страницы 11-е Декабря, №5