№ п/п
|
картинка
|
название
|
описание
|
варианты
|
1. |
|
"горизонталь" |
может
быть и слегка наклонной, и заметно наклонной, и вообще
кривой, как в последнем примере
|
|
2.
|
|
"рот" |
будьте
внимательны, чтобы не путать "рот" с "оградой" (№ 50). Они отличаются только размером
(единственный случай в иероглифике), но во "рту" ничего не
бывает, а в "ограде" можно найти много чего...
|
|
3. |
|
"второй" (циклический знак из 10-ти)
|
примем вслед за традицией, что его
вариантами следует считать: 乛, ㇆, 乚, ⺄ и т. п., - не
очень наглядно, но "традиционно". Вариантов несколько,
будьте внимательны. От простых до изощренных, как в трех
последних примерах. Во втором примере сразу 2 варианта
"второго".
|
|
4.
|
|
"единица" |
она же "человек слева" в традиционном
наименовании. Повторяю, это, возможно, важно в мнемонике, но
безразлично в комбинаторике графов, как в приведенном
примере: в иероглифе "не" трудно нафантазировать человека...
|
|
5.
|
|
"человек" |
Все многообразие (три варианта) "людей"
собрано в одной "толпе". Обратите внимание, что
"стандартная" откидная вправо без усилия переходит в точку,
когда ей это надо, что, собственно, и позволяет объединять
их в графе № 10 (с этим "каллиграфическим
приемом" мы не раз еще столкнемся в дальнейшем).
|
|
6.
|
|
"солнце"
|
в примерах два варианта солнца - просто,
чтобы глаз привыкал - один предельно "вытянут", другой
предельно "стиснут"
|
|
7. |
|
"охватывать" |
|
|
8.
|
|
"белый"
|
|
|
9.
|
|
"рука"
|
охватывает все мыслимые варианты
"классической" руки за исключением "扌" (№ 20).
В комбинации с "копьем" (№ 27) не понятно,
кому принадлежит горизонталь. Во втором примере встречается
со своим же вариантом , в третьем вытягивает вверх "палец".
Ну, и в последнем примере предельно упрощенная "рука",
которая у вас постоянно будет путаться с комбинацией
"откидная-горизонталь" (№ 12 - № 1). Будьте осторожны.
|
|
10.
|
|
"точка" |
она же "откидная вправо", т.е. линия
идущая слева-направо, сверху-вниз, независимо от ее длины.
Три варианта "точек" на примере двух иероглифов в следующей
колонке.
|
|
11.
|
|
"земля"
|
отличается от
сходного "ученого"(№ 102) соотношением
горизонтальных черт (у "земли" верхняя короче нижней). В
стесненных обстоятельствах слегка "кривит" нижней
горизонталью, как, например, рядом с "драконом" (весьма
распространенный каллиграфический прием).
|
|
12.
|
|
"откидная" |
она же "откидная влево". Может
"откинуться" чуть-чуть, оставаясь почти вертикалью, может
откинуться основательно, как в первом примере, а может почти
лечь навзничь, как во втором примере. В третьем варианте
редуцирована ещё сильнее, но всегда сохраняет свое
направление "сверху-справа влево-вниз"
|
|
13.
|
|
"нож"
|
В первом примере два "ножа": почти
классический, только слегка "стиснут" тяжестью сверху, и над
ним сверху "нож сбоку". Во втором иероглифе уже
действительно "нож сверху". Далее два варианта "ножа сбоку",
но для нас это все "ножи".
|
|
14.
|
|
"дерево"
|
"суживается" "дерево" по типу "человека" (№ 5), редуцируя "откидную вправо" до "точки"
(№ 10).
|
|
15.
|
|
"двигаться"
|
располагается почти всегда с левой стороны
иероглифа и подчеркивает его снизу, но иногда
"прячется" внутри.
|
|
16.
|
|
"вертикаль" |
варьирует только по длине (простите,
высоте :).
|
|
17.
|
|
"луна"
|
кроме
"стандартного" вида есть еще 2 варианта, но узнается всегда.
|
|
18.
|
|
"вода"
|
у варианта классической "воды" бывает чуть
изменен средний крюк. В следующем примере сразу 2 "воды":
"вода слева" и часто встречающийся вариант "воды", когда ей
"тесно". И уникальный случай, когда вода является
"охватывающим" знаком и вмещает в себе 3 горизонтали (пример
"пренебрежения" традицией, которая считает, что здесь ключ -
"рука").
|
|
19.
|
|
"говорить (сокр.)"
|
полный вариант (встречается значительно
реже).
|
|
20.
|
|
"рука (вар.)"
|
легко узнаваемый знак, вариации только по
высоте.
|
|
21.
|
|
"два"
|
кодирует
все парные горизонтальные линии.
|
|
22.
|
|
"сердце"
|
слегка
сплющивается, располагаясь снизу. Привычный и частый вариант
"сердце слева" (пример 3) и достаточно редкий в последнем
примере.
|
|
23.
|
|
"рожки"
|
располагаются не обязательно сверху, могут
быть и ниже, но тогда они "охватывают" какой-нибудь граф.
Никогда не встречаются в самом низу.
|
|
24.
|
|
"частный"
|
|
|
25.
|
|
"женщина"
|
|
|
26.
|
|
"верхушка"
|
|
|
27.
|
|
"копье"
|
"редуцированный" вариант копья, в традиции
известен как ключ "охотиться", при декомпозиции обозначается
как 戈*.
|
|
28.
|
|
"большой"
|
несколько
вариантов "большого" вполне узнаваемы и обусловлены только
изменениями по высоте или ширине знака.
|
|
29.
|
|
"крыша"
|
|
|
30.
|
|
"гадание"
|
оба
варианта "гадания" в одном иероглифе.
|
|
31.
|
|
"десять"
|
|
|
32.
|
|
"сила"
|
|
|
33.
|
|
"крюк"
|
|
|
34.
|
|
"цунь"
|
|
|
35.
|
|
"нить (сокр.)"
|
иногда встречается варианты "нити",
наверное, проскользнувшие сквозь реформу по упрощению.
|
|
36.
|
|
"нога"
|
в
некоторых случаях теряет крючок на верхней своей горизонтали
|
|
37.
|
|
"ножки"
|
встречаются
трех типов, пропускают внутрь себя "посторонние предметы"
или способны "охватывать" другие графы как в двух последних
примерах.
|
|
38.
|
|
"ладонь"
|
два
варианта, второй встречается только в производных от
приведенного иероглифа. |
|
39.
|
|
"бэта"
|
объединяет традиционные "город-бугор", ибо
по начертанию они не отличимы, а слева или справа он
расположен, определяется последовательностью графов в
описании иероглифа, посему, разделение на "город" и "бугор"
кажется мне избыточным. Вариантов нет.
|
|
40.
|
|
"глаз"
|
часто встречается вариант "глаза" с
удлиненной нижней горизонталью. В обоих приведенных примерах
требует "особого" описания с помощью дополнительного
"пустого" знака - * (см. Исключения
).
|
|
41.
|
|
"ван"
|
прогнозируемый
вариант - вполне ожидаемое изменение нижней горизонтали
("два в одном" в примере)
|
|
42.
|
|
"сноп"
|
вариант образован по тому же типу, что и у
"дерева" (№ 14), и "человека" (№ 5) - редукция откидной вправо.
|
|
43.
|
|
"замкнутое пространство"
|
один из
"охватывающих" графов, внутри которого никогда не бывает
пусто, за исключением одного иероглифа в комбинации с
"оградой" (№ 50). Замечено четыре
варианта.
|
|
44.
|
|
"хохолок"
|
традиция считает его вариантом "мелкого" (№ 61), но, кажется, проще посчитать его
самостоятельным графом, имеющим два варианта.
|
|
45.
|
|
"сам"
|
из трех вариантов средний "опасен"
сходством с вариантом "сидящего человека " (№
88). См. упоминание "самого" в Исключениях. |
|
46.
|
|
"козырек"
|
в традиционном наборе такого нет, но
иногда он сильно упрощает декомпозицию.
|
|
47.
|
|
"сын"
|
слегка измененная горизонталь образует
вариант начертания этого графа
|
|
48.
|
|
"стоять"
|
располагаясь над "квадратным" (№ 73) и "платком" (№ 84),
видимо, для большей устойчивости, опирается не на
горизонталь (№ 1), а на "крышку" (№ 94) |
|
49.
|
|
"гора"
|
|
|
50.
|
|
"ограда"
|
сравните с № 2 ("рот").
Если внутри объекта видно нечто, значит это не "рот", а
"ограда" (как курьез первый пример - "рот" в "ограде")
"Охватывающий" граф. Внутри бывает пусто, но редко (пример 2
интересен комбинацией двух "охватывающих" графов "замкнутое
пространство" и "ограда"). Небольшая откидная сверху над
оградой (проимер 3) никогда не несет различительного смысла,
так же как и у замкнутого пространства (№ 43).
Просто игнорируйте её.
|
|
51.
|
|
"дитё"
|
стоит
обратить внимание на третий пример, в котором этот
граф позволяет расположить "внутри" себя другие графы. Этот
вариант есть исключение из первого правила декомпозиции.
|
|
52.
|
|
"ночь"
|
иногда путается с "луной" (№
17), но похожа скорее на "мясо слева" (№
128)
|
|
53.
|
|
"ворота"
|
|
|
54.
|
|
"рис"
|
вариант риса вы уже узнаете и без моей
подсказки
|
|
55.
|
|
"крюк вправо"
|
в
традиционном наборе "ключей" отсутствует. Кроме прямого
соответствия картинке кодирует также "левый нижний угол"
вплоть до прямого.
|
|
56.
|
|
"обрыв"
|
бывает и с наклонным верхом.
|
|
57.
|
|
"ударять (справа)"
|
будьте внимательны, имеет тенденцию
"прикидываться " "многоножкой" (№ 63).
Включает и редкий ныне вариант - старый ключ "ударять".
|
|
58.
|
|
"знак"
|
|
|
59.
|
|
"тавр"
|
меняет только длину верхней горизонтали.
|
|
60.
|
|
"трава (сверху)"
|
|
|
61.
|
|
"мелкий"
|
встречается
только слегка укороченный вариант
|
|
62.
|
|
"старость (сокр.)"
|
встречается и в "полном" традиционном
варианте как самостоятельный иероглиф как в примере, а также
как компонент иероглифов 姥 и 佬.
|
|
63.
|
|
"много ног"
|
варианты весьма похожи и узнаваемы. Один
из них даже допускает включение внутрь "точки"
|
|
64.
|
|
"два вертикаль"
|
в традиции его нет, но очень облегчает
жизнь.
|
|
65.
|
|
"черпалка"
|
|
|
66.
|
|
"баран"
|
укороченный снизу вариант "барана" теряет
"ногу" (или "хвост"?), а иногда просто слегка изгибается.
|
|
67.
|
|
"ли"
|
|
|
68.
|
|
"труп"
|
не путать с "дверью" (№ 110)
|
|
69.
|
|
"останавливать"
|
также вполне предсказуемый вариант.
|
|
70. |
|
"поле" |
|
|
71.
|
|
"сено"
|
|
|
72.
|
|
"ракушка"
|
|
|
73.
|
|
"квадратный"
|
иногда теряет верхнюю "точку",
располагаясь и самостоятельно, и сливаясь с другими графами.
|
|
74.
|
|
"шаг"
|
|
|
75.
|
|
"работа"
|
предсказуемый вариант. |
|
76.
|
|
"корова"
|
два варианта: "укороченный" и "сжатый"
|
|
77.
|
|
"бамбук (сверху)"
|
традиционный "полный" бамбук кажется, уже
и не встречается
|
|
78.
|
|
"огонь"
|
сразу два варианта в одном иероглифе:
первый "огонь" просто сжат с боков и легко узнаваем, а
второй,.. что ж, привыкайте, что "огонь снизу" тоже "огонь"
(очередная жертва в копилку "компактности")
|
|
79.
|
|
"достигать"
|
|
|
80.
|
|
"просторное место"
|
|
|
81.
|
|
"видеть"
|
|
|
82.
|
|
"топор"
|
опираясь на "горизонталь", меняет свою
левую "откидную" на "вертикаль".
|
|
83.
|
|
"алтарь"
|
"алтарь слева" менее похож на свой
"прототип", чем на вариант "одежды" (№ 117,
"одежда слева"). Осторожно!
|
|
84.
|
|
"платок"
|
|
|
85.
|
|
"холод"
|
похож на вариант воды (№ 18,
"вода слева")
|
|
86.
|
|
"запад (сверху)"
|
полный (традиционный) вариант "запада"
встречается реже "сокращенного", а в матрице уж очень похож
на "вино" (№ 159). Во избежание путаницы
в матрицу вынесен сокращенный вариант.
|
|
87.
|
|
"телега"
|
|
|
88.
|
|
"сидящий человек"
|
из трех вариантов второй "опасен" своим
сходством с вариантом графа "сам" (№ 45).
|
|
89.
|
|
"крепкий"
|
два "стесненных" варианта.
|
|
90.
|
|
"собака"
|
"собака слева" встречается значительно
чаще своего основного варианта.
|
|
91.
|
|
"рождать"
|
|
|
92.
|
|
"свинья"
|
после комбинации "нож сверху (№ 13)"-"рот (№ 2)" или
после "свиной головы (№ 103)" теряет свою
верхнюю горизонталь
|
|
93.
|
|
"рука с палкой" |
|
|
94.
|
|
"крышка"
|
"крыша" (№ 29) без
"точки" и без вариантов.
|
|
95.
|
|
"пустой" граф |
"граф-модификатор", "звездочка" ("*"
- так он отображается в описании последовательности графов
некоторых иероглифов и в матрице графов) - граф, который не
имеет собственного "образа" но означает некую
модификацию предыдущего графа. Его употребление подробно
описано в Исключениях.
|
|
96.
|
|
"голова"
|
|
|
97.
|
|
"яшма"
|
|
|
98.
|
|
"уходить"
|
|
|
99.
|
|
"ухо"
|
|
|
100.
|
|
"сладкий"
|
|
|
101.
|
|
"крестик"
|
|
|
102.
|
|
"ученый"
|
китайский "ученый" отличается от "земли" (№ 11), кроме удлиненной первой
горизонтали еще и завидной прямотой, стоит
всегда ровно, независимо от размеров или стесненности.
Вариантов нет.
|
|
103.
|
|
"свиная голова (сокр.)"
|
иногда попадается с удлиненным "рылом",
прикидываясь "орудием письма" (№ 141), но
никогда не компонуется с "вертикалью" (№ 16)
, "крюком"(№ 33) и "откидной" (№ 12). Иногда, как во втором примере,
вытягивает нижнюю горизонталь. Полный вариант встречается
нынче редко (пример 3).
|
|
104.
|
|
"металл"
|
чаще всего употребляется в сокращенном
варианте "металл слева". Во втором примере курьезный случай
слияния "отца" (№ 131) и "металла"
|
|
105.
|
|
"лук"
|
|
|
106.
|
|
"бесхвостая птица"
|
|
|
107.
|
|
"щепка"
|
упрощенный вариант "щепки". Иногда
встречается и иной, причем может располагаться и справа
(пример 1). Полный традиционный очень редок, при этом слегка
варьирует (примеры 2, 3 и 4).
|
|
108.
|
|
"столик"
|
уменьшенный столик "сгибает" одну ножку
|
|
109.
|
|
"сине-зеленый"
|
|
|
110.
|
|
"дверь"
|
вариант "старой" двери (остаток
традиционного начертания)
|
|
111.
|
|
"использовать"
|
иногда "выпрямляет" откидную.
|
|
112.
|
|
"род"
|
верхняя откидная может "маскироваться"
другим графом, а горизонталь превратиться в откидную.
|
|
113.
|
|
"язык""
|
|
|
114.
|
|
"нос (свой)"
|
|
|
115.
|
|
"окоп"
|
обычно "охватывающий" граф сам попал
внутрь "ограды" (№ 50).
|
|
116.
|
|
"стрела"
|
|
|
117. |
|
"одежда" |
неожиданно оказалась "охватывающим"
графом. Впускает под шляпку другие графы , а иногда просто
теряет ее как во втором примере. Но гораздо чаще встречается
"сокращенный" вариант "одежды" - т. н. "одежда слева".
Осторожно, этот вариант очень похож на "алтарь слева" (№ 83), добавлена только маленькая откидная
справа. |
|
118.
|
|
"ступня (слева)"
|
полный вариант "ступни" достаточно редок.
|
|
119.
|
|
"звук"
|
|
|
120.
|
|
"идти"
|
"охватывающий" граф. Внутри может
располагать много чего. Будьте внимательны при декомпозиции.
|
|
121.
|
|
"пещера"
|
вполне ожидаемая модификация "пещеры" в
первом варианте и неожиданная потеря верхней точки во
втором...
|
|
122.
|
|
"стержень"
|
|
|
123.
|
|
"камень"
|
|
|
124.
|
|
"а, но, да"
|
|
|
125.
|
|
"длинный"
|
|
|
126.
|
|
"открывать рот"
|
|
|
127.
|
|
"лошадь"
|
|
|
128.
|
|
"мясо (слева)"
|
очень похож на "луну" (№ 17)
и их часто путают, но это отдельная песня, обратите на это
внимание, я специально выбрал шрифт с отличным от
"луны" начертанием этого графа. Полная версия "мяса" в
примере (встречается значительно реже).
|
|
129.
|
|
"когти (сверху)"
|
"когти" в примере (полный классический
вариант) встречаются катастрофически редко.
|
|
130.
|
|
"макушка"
|
|
|
131.
|
|
"отец"
|
|
|
132.
|
|
"лицо"
|
|
|
133.
|
|
"продвигаться"
|
|
|
134.
|
|
"пух"
|
|
|
135.
|
|
"рог"
|
|
|
136.
|
|
"поток"
|
в первом варианте изгибает последнюю
вертикаль. Еще один вариант "потока" (пример 2) и
"укороченный вариант варианта" (пример 3). И последняя
редукция до состояния трех вертикалей.
|
|
137.
|
|
"кожа (покровы)"
|
|
|
138.
|
|
"высокий"
|
|
|
139.
|
|
"сравнивать"
|
|
|
140.
|
|
"содержать в себе"
|
|
|
141.
|
|
"орудие письма"
|
сравните со свиной головой (№
103).
|
|
142.
|
|
"пресмыкающееся"
|
|
|
143.
|
|
"сосуд"
|
|
|
144.
|
|
"без-"
|
вторая горизонталь обретает крючок слева
когда граф повторяется (поджимая правую ногу) или
располагается после "крепкого" (№ 89)
|
|
145.
|
|
"смерть"
|
|
|
146.
|
|
"анти-"
|
|
|
147.
|
|
"тело"
|
|
|
148.
|
|
"насекомое"
|
располагаясь над "ракушкой" теряет
правую "точку".
|
|
149.
|
|
"ветка"
|
|
|
150.
|
|
"дождь"
|
"плоский" вариант дождя встречается чаще
основного (51:2)
|
|
151.
|
|
"доу"
|
|
|
152.
|
|
"сетка (сокр.)"
|
редкий "полный" вариант сетки. В
комбинации с другими графами не замечен.
|
|
153.
|
|
"болезнь"
|
|
|
154.
|
|
"газ"
|
|
|
155.
|
|
"еда (слева)"
|
пребывая в одиночестве обретает
традиционный "классический" вид
|
|
156.
|
|
"одинаковый"
|
|
|
157.
|
|
"входить"
|
|
|
158.
|
|
"четвертый"
|
четвертый циклический (из 12).
Располагаясь сверху сжимается, как в первом примере. В одном
случае выступает в качестве "охватывающего" графа, пропуская
внутрь себя "крепкого" (№ 89).
|
|
159.
|
|
"вино"
|
|
|
160.
|
|
"лодка"
|
был обнаружен только один вариант, когда
"лодка" потеряла нижнюю "точку"
|
|
161.
|
|
"доска"
|
|
|
162.
|
|
"зуб"
|
|
|
163.
|
|
"долина"
|
|
|
164.
|
|
"собирать"
|
|
|
165.
|
|
"сырая кожа (материал)"
|
|
|
166.
|
|
"ветер"
|
|
|
167.
|
|
"бобы"
|
|
|
168.
|
|
"ящик"
|
|
|
169.
|
|
"хромой"
|
в этом варианте у "хромого" ноги явно
разной длины. Из 18 иероглифов с графом "хромой" такой
вариант встречается трижды, когда он "подчеркивает"
следующий за ним граф.
|
|
170.
|
|
"слуга"
|
в некоторых случаях утрачивает внутренние
вертикальные.
|
|
171.
|
|
"крошечный"
|
в варианте "точку" меняет на "откидную".
Этот "вариант", кстати, встречается в текстах гораздо чаще
"эталона" |
|
172. |
|
"выделанная кожа" (материал) |
|
|
173.
|
|
"хвостатая птица" |
вариант без внутренней точки. Встречается
лишь однажды в качестве самостоятельного иероглифа. Чтобы
отличиться от оригинала, требует добавления графа "*" (№95)
|
|
174.
|
|
"шерсть" |
|
|
175.
|
|
"черный" |
|
|
176.
|
|
"горечь" |
|
|
177.
|
|
"конопля" |
|
|
178.
|
|
"таинственный"
|
|
|
179.
|
|
"амфора" |
|
|
180.
|
|
"рыба"
|
|
|
181.
|
|
"перо"
|
|
|
182.
|
|
"голова тигра" |
|
|
183.
|
|
"ступа" |
часто выступает в роли "охватывающего"
графа, заметно изменяясь только в одном варианте. |
|
184.
|
|
"дракон" |
|
|
185.
|
|
"летать" |
|
|
186.
|
|
"черти" |
|
|
187.
|
|
"желтый" |
|
|
188.
|
|
"кувшин" |
|
|
189.
|
|
"утро" |
|
|
190.
|
|
"кости" |
|
|
191.
|
|
"раскоряченные ноги" |
|
|
192.
|
|
"волосы" |
хотя традиция утверждает, что это
"длинные волосы на голове", вариант "без волос" я не решился
бы отнести к графу № 125 "длинный", уж
больно они отличаются графически. Будем считать пример
редукцией данного графа. |
|
193.
|
|
"аромат" |
|
|
194.
|
|
"пика" |
|
|
195.
|
|
"дыня" |
|
|
196.
|
|
"плуг" |
|
|
197.
|
|
"черепица" |
|
|
198.
|
|
"зубы" |
|
|
199.
|
|
"след зверя"
|
изменяется только в комбинации с "полем" (№ 70)
|
|
200.
|
|
"ошибка" |
|
|