Архив 11 Декабря, №4

Таблица графов.


    Для знакомых с любым вариантом иероглифических ключей это описание может показаться избыточным, и Вы можете быстро пробежать его глазами, обращая внимание  только на не ключевые компоненты, а тем, кто с ключами не знаком, будет полезно просмотреть его внимательно. Графы расположены в таблице в порядке убывания частоты встречаемости. Обращаю внимание "традиционалистов", что в первой колонке номер по прядку (его можно считать "частотным рейтингом"), а не номер "ключа" в традиционной иероглифике. Пустое описание означает, что заметно отличных вариантов начертания графов нет, естественно, кроме изменения размеров и незначительных изменений пропорций. 

  

№ п/п
картинка
название
описание
варианты
1. "горизонталь" может быть и слегка наклонной, и заметно наклонной, и вообще кривой, как в последнем примере
2.
"рот" будьте внимательны, чтобы не путать "рот" с "оградой" (№ 50). Они отличаются только размером (единственный случай в иероглифике), но во "рту" ничего не бывает, а в "ограде" можно найти много чего...

3. "второй" (циклический знак из 10-ти)
примем вслед за традицией, что его вариантами следует считать:  乛, ㇆, 乚, ⺄ и т. п., - не очень наглядно, но "традиционно". Вариантов несколько, будьте внимательны. От простых до изощренных, как в трех последних примерах. Во втором примере сразу 2 варианта "второго".


4.
"единица" она же "человек слева" в традиционном наименовании. Повторяю, это, возможно, важно в мнемонике, но безразлично в комбинаторике графов, как в приведенном примере: в иероглифе "не" трудно нафантазировать человека...

5.
"человек" Все многообразие (три варианта) "людей" собрано в одной "толпе". Обратите внимание, что "стандартная" откидная вправо без усилия переходит в точку, когда ей это надо, что, собственно, и позволяет объединять их в графе № 10 (с этим "каллиграфическим приемом" мы не раз еще столкнемся в дальнейшем).
6.
"солнце"
в примерах два варианта солнца - просто, чтобы глаз привыкал - один предельно "вытянут", другой предельно "стиснут"
7. "охватывать"

8.
"белый"


9.

"рука"
охватывает все мыслимые варианты "классической" руки за исключением "扌" (№ 20). В комбинации с "копьем" (№ 27) не понятно, кому принадлежит горизонталь. Во втором примере встречается со своим же вариантом , в третьем вытягивает вверх "палец". Ну, и в последнем примере предельно упрощенная "рука", которая у вас постоянно будет путаться с комбинацией "откидная-горизонталь" (№ 12 - № 1). Будьте осторожны.
10.
"точка" она же "откидная вправо", т.е. линия идущая слева-направо, сверху-вниз, независимо от ее длины. Три варианта "точек" на примере двух иероглифов в следующей колонке.
11.

"земля"
отличается от сходного "ученого"(№ 102) соотношением горизонтальных черт (у "земли" верхняя короче нижней). В стесненных обстоятельствах слегка "кривит" нижней горизонталью, как, например, рядом с "драконом" (весьма распространенный каллиграфический прием).

12.
"откидная"   она же "откидная влево". Может "откинуться" чуть-чуть, оставаясь почти вертикалью, может откинуться основательно, как в первом примере, а может почти лечь навзничь, как во втором примере. В третьем варианте редуцирована ещё сильнее, но всегда сохраняет свое направление "сверху-справа влево-вниз"
13.

"нож"
В первом примере два "ножа": почти классический, только слегка "стиснут" тяжестью сверху, и над ним сверху "нож сбоку". Во втором иероглифе уже действительно "нож сверху". Далее два варианта "ножа сбоку", но для нас это все "ножи".
14.

"дерево"
"суживается" "дерево" по типу "человека" (№ 5), редуцируя "откидную вправо" до "точки" (№ 10).
15.

"двигаться"
располагается почти всегда с левой стороны иероглифа и подчеркивает его снизу,  но иногда "прячется" внутри.

16.
"вертикаль" варьирует только по длине (простите, высоте :).

17.

"луна"
кроме "стандартного" вида есть еще 2 варианта, но узнается всегда.

18.

"вода"
у варианта классической "воды" бывает чуть изменен средний крюк. В следующем примере сразу 2 "воды": "вода слева" и часто встречающийся вариант "воды", когда ей "тесно". И уникальный случай, когда вода является "охватывающим" знаком и вмещает в себе 3 горизонтали (пример "пренебрежения" традицией, которая считает, что здесь ключ - "рука").   

19.

"говорить (сокр.)"
полный вариант (встречается значительно реже).

20.

"рука (вар.)"
легко узнаваемый знак, вариации только по высоте.

21.
"два"
кодирует все парные горизонтальные линии.

22.

"сердце"
слегка сплющивается, располагаясь снизу. Привычный и частый вариант "сердце слева" (пример 3) и достаточно редкий в последнем примере.

23.

"рожки"
располагаются не обязательно сверху, могут быть и ниже, но тогда они "охватывают" какой-нибудь граф. Никогда не встречаются в самом низу.

24.

"частный"


25.

"женщина"


26.

"верхушка"


27.

"копье"
"редуцированный" вариант копья, в традиции известен как ключ "охотиться", при декомпозиции обозначается как 戈*.

28.

"большой"
несколько вариантов "большого" вполне узнаваемы и обусловлены только изменениями по высоте или ширине знака.

29.

"крыша"


30.

"гадание"
оба варианта "гадания" в одном иероглифе.

31.

"десять"


32.

"сила"


33.

"крюк"


34.

"цунь"


35.

"нить (сокр.)"
иногда встречается варианты "нити", наверное, проскользнувшие сквозь реформу по упрощению.

36.
"нога"
в некоторых случаях теряет крючок на верхней своей горизонтали

37.

"ножки"
встречаются трех типов, пропускают внутрь себя "посторонние предметы" или способны "охватывать" другие графы как в двух последних примерах.
38.

"ладонь"
два варианта, второй встречается только в производных от приведенного иероглифа.
39.

"бэта"
объединяет традиционные "город-бугор", ибо по начертанию они не отличимы, а слева или справа он расположен, определяется последовательностью графов в описании иероглифа, посему, разделение на "город" и "бугор" кажется мне избыточным. Вариантов нет.

40.


"глаз"
часто встречается вариант "глаза" с удлиненной нижней горизонталью. В обоих приведенных примерах требует "особого" описания с помощью дополнительного "пустого" знака - * (см. Исключения ).

41.

"ван"
прогнозируемый вариант - вполне ожидаемое изменение нижней горизонтали ("два в одном" в примере)

42.

"сноп"
вариант образован по тому же типу, что и у "дерева" (№ 14), и "человека" (№ 5) - редукция откидной вправо.

43.

"замкнутое пространство"
один из "охватывающих" графов, внутри которого никогда не бывает пусто, за исключением одного иероглифа в комбинации с "оградой" (№ 50). Замечено четыре варианта.

44.

"хохолок"
традиция считает его вариантом "мелкого" (№ 61), но, кажется, проще посчитать его самостоятельным графом, имеющим два варианта.

45.

"сам"
из трех вариантов средний "опасен" сходством с вариантом "сидящего человека " (№ 88). См. упоминание "самого"  в Исключениях.
46.

"козырек"
в традиционном наборе такого нет, но иногда он сильно упрощает декомпозицию.

47.

"сын"
слегка измененная горизонталь образует вариант начертания этого графа

48.

"стоять"
располагаясь над "квадратным" (№ 73) и "платком" (№ 84), видимо, для большей устойчивости, опирается  не на горизонталь (№ 1),  а на "крышку" (№ 94)
49.

"гора"


50.

"ограда"
сравните с № 2 ("рот"). Если внутри объекта видно нечто, значит это не "рот", а "ограда" (как курьез первый пример - "рот" в "ограде") "Охватывающий" граф. Внутри бывает пусто, но редко (пример 2 интересен комбинацией двух "охватывающих" графов "замкнутое пространство" и "ограда"). Небольшая откидная сверху над оградой (проимер 3) никогда не несет различительного смысла, так же как и у замкнутого пространства (№ 43). Просто игнорируйте её.

51.

"дитё"
стоит обратить внимание на третий пример, в котором  этот граф позволяет расположить "внутри" себя другие графы. Этот вариант есть исключение из первого правила декомпозиции.

52.

"ночь"
иногда путается с "луной" (№ 17), но похожа скорее на "мясо слева" (№ 128)

53.

"ворота"


54.

"рис"
вариант риса вы уже узнаете и без моей подсказки

55.

"крюк вправо"
в традиционном наборе "ключей" отсутствует. Кроме прямого соответствия картинке кодирует также "левый нижний угол" вплоть до прямого.

56.

"обрыв"
бывает  и с наклонным верхом.

57.

"ударять (справа)"
будьте внимательны, имеет тенденцию "прикидываться " "многоножкой" (№ 63). Включает и редкий ныне вариант - старый ключ "ударять".

58.

"знак"


59.

"тавр"
меняет только длину верхней горизонтали.

60.

"трава (сверху)"


61.

"мелкий"
встречается только слегка укороченный вариант

62.

"старость (сокр.)"
встречается и в "полном" традиционном варианте как самостоятельный иероглиф как в примере, а также как компонент иероглифов 姥 и 佬.

63.

"много ног"
варианты весьма похожи и узнаваемы. Один из них даже допускает включение внутрь "точки"

64.

"два вертикаль"
в традиции его нет, но очень облегчает жизнь.

65.

"черпалка"


66.

"баран"
укороченный снизу вариант "барана" теряет "ногу" (или "хвост"?), а иногда просто слегка изгибается.

67.

"ли"


68.

"труп"
не путать с "дверью" (№ 110)

69.

"останавливать"
также вполне предсказуемый вариант.

70. "поле"

71.

"сено"


72.

"ракушка"


73.

"квадратный"
иногда теряет верхнюю "точку", располагаясь и самостоятельно, и сливаясь с другими графами.

74.

"шаг"


75.

"работа"
предсказуемый вариант.
76.
"корова"
два варианта: "укороченный" и "сжатый"

77.

"бамбук (сверху)"
традиционный "полный" бамбук кажется, уже и не встречается

78.

"огонь"
сразу два варианта в одном иероглифе: первый "огонь" просто сжат с боков и легко узнаваем, а второй,.. что ж, привыкайте, что "огонь снизу" тоже "огонь" (очередная жертва в копилку "компактности")

79.

"достигать"


80.

"просторное место"


81.

"видеть"


82.

"топор"
опираясь на "горизонталь", меняет свою левую "откидную" на "вертикаль".

83.

"алтарь"
"алтарь слева" менее похож на свой "прототип", чем на вариант "одежды" (№ 117, "одежда слева"). Осторожно!

84.

"платок"


85.

"холод"
похож на вариант воды (№ 18, "вода слева")

86.

"запад (сверху)"
полный (традиционный) вариант "запада" встречается реже "сокращенного", а в матрице уж очень похож на "вино" (№ 159). Во избежание путаницы в матрицу вынесен сокращенный вариант.

87.

"телега"


88.

"сидящий человек"
из трех вариантов второй "опасен" своим сходством с вариантом графа "сам" (№ 45).
89.

"крепкий"
два "стесненных" варианта.

90.

"собака"
"собака слева" встречается значительно чаще своего основного варианта.

91.

"рождать"


92.

"свинья"
после комбинации "нож сверху (№ 13)"-"рот (№ 2)" или после "свиной головы (№ 103)" теряет свою верхнюю горизонталь

93.

"рука с палкой"

94.

"крышка"
"крыша" (№ 29) без "точки" и без вариантов.

95.

"пустой" граф  "граф-модификатор", "звездочка" ("*" - так он отображается в описании последовательности графов некоторых иероглифов и в матрице графов) - граф, который не имеет собственного "образа"  но означает некую модификацию предыдущего графа. Его употребление подробно описано в Исключениях.

96.

"голова"


97.

"яшма"


98.

"уходить"


99.

"ухо"


100.

"сладкий"


101.

"крестик"


102.

"ученый"
китайский "ученый" отличается от "земли" (№ 11), кроме удлиненной первой горизонтали  еще и  завидной прямотой, стоит всегда ровно, независимо от размеров или стесненности. Вариантов нет.

103.

"свиная голова (сокр.)"
иногда попадается с удлиненным "рылом", прикидываясь "орудием письма" (№ 141), но никогда не компонуется с "вертикалью" (№ 16) , "крюком"(№ 33) и "откидной" (№ 12). Иногда, как во втором примере, вытягивает нижнюю горизонталь. Полный вариант встречается нынче редко (пример 3).
104.

"металл"
чаще всего употребляется в сокращенном варианте "металл слева". Во втором примере курьезный случай слияния "отца" (№ 131) и "металла"

105.

"лук"


106.

"бесхвостая птица"


107.

"щепка"
упрощенный вариант "щепки". Иногда встречается и иной, причем может располагаться и справа (пример 1). Полный традиционный очень редок, при этом слегка варьирует (примеры 2, 3 и 4).
108.

"столик"
уменьшенный столик "сгибает" одну ножку

109.
"сине-зеленый"


110.

"дверь"
вариант "старой" двери (остаток традиционного начертания)
111.

"использовать"
иногда "выпрямляет" откидную.

112.

"род"
верхняя откидная может "маскироваться" другим графом, а горизонталь превратиться в откидную.

113.
"язык""


114.

"нос (свой)"


115.

"окоп"
обычно "охватывающий" граф сам попал внутрь "ограды" (№ 50).

116.

"стрела"


117. "одежда" неожиданно оказалась "охватывающим" графом. Впускает под шляпку другие графы , а иногда просто теряет ее как во втором примере. Но гораздо чаще встречается "сокращенный" вариант "одежды" - т. н. "одежда слева". Осторожно, этот вариант очень похож на "алтарь слева" (№ 83), добавлена только маленькая откидная справа.
118.

"ступня (слева)"
полный вариант "ступни" достаточно редок.

119.

"звук"


120.

"идти"
"охватывающий" граф. Внутри может располагать много чего. Будьте внимательны при декомпозиции.

121.

"пещера"
вполне ожидаемая модификация "пещеры" в первом варианте и неожиданная потеря верхней точки во втором...
qq
122.

"стержень"


123.

"камень"


124.

"а, но, да"


125.

"длинный"


126.

"открывать рот"


127.

"лошадь"


128.

"мясо (слева)"
очень похож на "луну" (№ 17) и их часто путают, но это отдельная песня, обратите на это внимание, я специально выбрал шрифт с отличным от "луны" начертанием этого графа. Полная версия "мяса" в примере (встречается значительно реже).
129.

"когти (сверху)"
"когти" в примере (полный классический вариант) встречаются катастрофически редко.

130.

"макушка"


131.

"отец"


132.

"лицо"


133.

"продвигаться"


134.

"пух"


135.

"рог"


136.

"поток"
в первом варианте изгибает последнюю вертикаль. Еще один вариант "потока" (пример 2) и "укороченный вариант варианта" (пример 3). И последняя редукция до состояния трех вертикалей.

137.

"кожа (покровы)"


138.

"высокий"


139.

"сравнивать"


140.

"содержать в себе"


141.

"орудие письма"
сравните со свиной головой (№ 103).
142.

"пресмыкающееся"


143.

"сосуд"


144.

"без-"
вторая горизонталь обретает крючок слева когда граф повторяется (поджимая правую ногу) или располагается после "крепкого" (№ 89)

145.

"смерть"


146.

"анти-"


147.

"тело"


148.

"насекомое"
 располагаясь над "ракушкой" теряет правую "точку".

149.

"ветка"


150.

"дождь"
"плоский" вариант дождя встречается чаще основного (51:2)

151.

"доу"


152.

"сетка (сокр.)"
редкий "полный" вариант сетки. В комбинации с другими графами не замечен.

153.

"болезнь"


154.

"газ"


155.

"еда (слева)"
пребывая в одиночестве обретает традиционный "классический" вид

156.

"одинаковый"


157.

"входить"


158.

"четвертый"
четвертый циклический (из 12). Располагаясь сверху сжимается, как в первом примере. В одном случае выступает в качестве "охватывающего" графа, пропуская внутрь себя "крепкого" (№ 89). 

159.

"вино"


160.

"лодка"
был обнаружен только один вариант, когда "лодка" потеряла нижнюю "точку"

161.

"доска"


162.

"зуб"


163.

"долина"


164.

"собирать"


165.

"сырая кожа (материал)"


166.

"ветер"


167.

"бобы"


168.

"ящик"


169.

"хромой"
в этом варианте у "хромого" ноги явно разной длины. Из 18 иероглифов с графом "хромой" такой вариант встречается трижды, когда он "подчеркивает" следующий за ним граф.

170.

"слуга"
в некоторых случаях утрачивает внутренние вертикальные.

171.
"крошечный"
в варианте "точку" меняет на "откидную". Этот "вариант", кстати, встречается в текстах гораздо чаще "эталона"
172. "выделанная кожа" (материал)

173.
"хвостатая птица" вариант без внутренней точки. Встречается лишь однажды в качестве самостоятельного иероглифа. Чтобы отличиться от оригинала, требует добавления графа "*" (№95)
174.
"шерсть"

175.
"черный"

176.
"горечь"

177.
"конопля"

178.

"таинственный"


179.
"амфора"

180.
"рыба"


181.
"перо"


182.
"голова тигра"

183.
"ступа" часто выступает в роли "охватывающего" графа, заметно изменяясь только в одном варианте.
184.
"дракон"

185.
"летать"

186.
 "черти"

187.
"желтый"

188.
"кувшин"

189.
"утро"

190.
"кости"

191.
"раскоряченные ноги"

192.
"волосы" хотя традиция утверждает, что это "длинные волосы на голове", вариант "без волос" я не решился бы отнести к графу № 125 "длинный", уж больно они отличаются графически. Будем считать пример редукцией данного графа.
193.
"аромат"

194.
"пика"

195.
"дыня"

196.
 "плуг"

197.
"черепица"

198.
"зубы"

199.

"след зверя"
изменяется только в комбинации с "полем" (№ 70)

200.
"ошибка"


 
 
 
 
Архив К началу страницы 11 Декабря, №4