№
|
картинка
|
название
|
описание
|
варианты
|
1. |
|
"горизонталь" |
может
быть и слегка наклонной, и заметно наклонной, и вообще
кривой, как в последнем примере.
|
|
2.
|
|
"рот" |
будьте внимательны, чтобы не путать "рот" с
"оградой" (№ 50). Они отличаются только
размером (единственный случай в иероглифике), но во "рту"
ничего не бывает, а в "ограде" можно найти много чего...
|
|
3. |
|
"второй" (циклический знак из 10-ти) |
примем вслед за традицией, что его
вариантами следует считать: 乛, ㇆, 乚, ⺄ и т. п., - не
очень наглядно, но "традиционно". Вариантов несколько,
будьте внимательны. От простых до изощренных, как в трех
последних примерах. Во втором примере сразу 2 варианта
"второго". |
|
5.
|
|
"человек" |
Все многообразие (три
варианта) "людей" собрано в одной "толпе". Обратите
внимание, что "стандартная" откидная вправо без усилия
переходит в точку, когда ей это надо, что, собственно, и
позволяет объединять их в графе № 10 (с
этим "каллиграфическим приемом" мы не раз еще столкнемся в
дальнейшем).
|
|
6.
|
|
"солнце"
|
в примерах два варианта солнца
- просто, чтобы глаз привыкал - один предельно "вытянут",
другой предельно "стиснут"
|
|
9.
|
|
"рука"
|
охватывает все мыслимые
варианты "классической" руки за исключением "扌" (№ 20). В комбинации с "копьем" (№ 27) не понятно, кому принадлежит
горизонталь. Во втором примере встречается со своим же
вариантом , в третьем вытягивает вверх "палец". Ну, и в
последнем примере предельно упрощенная "рука", которая у вас
постоянно будет путаться с комбинацией
"откидная-горизонталь" (№ 12 - № 1). Будьте осторожны.
|
|
10.
|
|
"точка" |
она же "откидная вправо", т.е.
линия идущая слева-направо, сверху-вниз, независимо от ее
длины. Три варианта "точек" на примере двух иероглифов в
следующей колонке.
|
|
11.
|
|
"земля"
|
отличается от
сходного "ученого"(№ 102) соотношением
горизонтальных черт (у "земли" верхняя короче нижней). В
стесненных обстоятельствах слегка "кривит" нижней
горизонталью, как, например, рядом с "драконом" (весьма
распространенный каллиграфический прием).
|
|
12.
|
|
"откидная" |
она же "откидная влево". Может
"откинуться" чуть-чуть, оставаясь почти вертикалью, может
откинуться основательно, как в первом примере, а может почти
лечь навзничь, как во втором примере. В третьем варианте
редуцирована ещё сильнее, но всегда сохраняет свое
направление "сверху-справа влево-вниз"
|
|
13.
|
|
"нож"
|
В первом примере два "ножа":
почти классический, только слегка "стиснут" тяжестью сверху,
и над ним сверху "нож сбоку". Во втором иероглифе уже
действительно "нож сверху". Далее два варианта "ножа сбоку",
но для нас это все "ножи".
|
|
14.
|
|
"дерево"
|
"суживается" "дерево" по типу
"человека" (№ 5), редуцируя "откидную
вправо" до "точки" (№ 10).
|
|
15.
|
|
"двигаться"
|
располагается почти всегда с
левой стороны иероглифа и подчеркивает его снизу, но
иногда "прячется" внутри.
|
|
16.
|
|
"вертикаль" |
варьирует только по длине
(простите, высоте :).
|
|
17.
|
|
"луна"
|
кроме "стандартного" вида есть еще 2
варианта, но узнается всегда.
|
|
18.
|
|
"вода"
|
у варианта классической "воды"
бывает чуть изменен средний крюк. В следующем примере сразу
2 "воды": "вода слева" и часто встречающийся вариант "воды",
когда ей "тесно". И уникальный случай, когда вода является
"охватывающим" знаком и вмещает в себе 3 горизонтали (пример
"пренебрежения" традицией, которая считает, что здесь ключ -
"рука").
|
|
19.
|
|
"говорить (сокр.)"
|
полный вариант (встречается
значительно реже).
|
|
20.
|
|
"рука (вар.)"
|
легко узнаваемый знак,
вариации только по высоте. Традиционалисты, осторожно, это
вам не "рука" (№ 9), это отдельный граф.
|
|
21.
|
|
"два"
|
кодирует все парные горизонтальные линии.
|
|
22.
|
|
"сердце"
|
слегка сплющивается, располагаясь снизу.
Привычный и частый вариант "сердце слева" (пример 3) и
достаточно редкий в последнем примере.
|
|
23.
|
|
"рожки"
|
располагаются не обязательно
сверху, могут быть и ниже, но тогда они "охватывают"
какой-нибудь граф. Никогда не встречаются в самом низу.
|
|
27.
|
|
"копье"
|
"редуцированный" вариант
копья, в традиции известен как ключ "охотиться", при
декомпозиции обозначается как 戈*.
|
|
28.
|
|
"большой"
|
несколько вариантов "большого" вполне
узнаваемы и обусловлены только изменениями по высоте или
ширине знака.
|
|
29.
|
|
"крыша"
|
|
|
30.
|
|
"гадание"
|
оба варианта "гадания" в одном иероглифе.
|
|
33.
|
|
"крюк"
|
|
|
35.
|
|
"нить (сокр.)"
|
иногда встречается варианты
"нити", наверное, проскользнувшие сквозь реформу по
упрощению.
|
|
36.
|
|
"нога"
|
в некоторых случаях теряет крючок на верхней
своей горизонтали
|
|
37.
|
|
"ножки"
|
встречаются трех типов, пропускают внутрь
себя "посторонние предметы" или способны "охватывать" другие
графы как в двух последних примерах.
|
|
38.
|
|
"ладонь"
|
два варианта, второй встречается только в
производных от приведенного иероглифа. |
|
40.
|
|
"глаз"
|
часто встречается вариант
"глаза" с удлиненной нижней горизонталью. В обоих
приведенных примерах требует "особого" описания с помощью
дополнительного "пустого" знака - * (см. Исключения ).
|
|
41.
|
|
"ван"
|
прогнозируемый вариант - вполне ожидаемое
изменение нижней горизонтали ("два в одном" в примере)
|
|
42.
|
|
"сноп"
|
вариант образован по тому же
типу, что и у "дерева" (№ 14), и
"человека" (№ 5) - редукция откидной
вправо.
|
|
43.
|
|
"замкнутое пространство"
|
один
из "охватывающих" графов, внутри которого никогда не бывает
пусто, за исключением одного иероглифа в комбинации с
"оградой" (№ 50). Замечено четыре
варианта.
|
|
44.
|
|
"хохолок"
|
традиция считает его вариантом
"мелкого" (№ 61), но, кажется, проще
посчитать его самостоятельным графом, имеющим два варианта.
|
|
45.
|
|
"сам"
|
из трех вариантов средний
"опасен" сходством с вариантом "сидящего человека " (№ 88). См. упоминание "самого" в Исключениях. |
|
47.
|
|
"сын"
|
слегка измененная горизонталь
образует вариант начертания этого графа
|
|
48.
|
|
"стоять"
|
располагаясь над "квадратным"
(№ 73) и "платком" (№ 84),
видимо, для большей устойчивости, опирается не на
горизонталь (№ 1), а на "крышку" (№ 94) |
|
50.
|
|
"ограда"
|
сравните с № 2
("рот"). Если внутри объекта видно нечто, значит это не
"рот", а "ограда" (как курьез первый пример - "рот" в
"ограде") "Охватывающий" граф. Внутри бывает пусто, но редко
(пример 2 интересен комбинацией двух "охватывающих" графов
"замкнутое пространство" и "ограда"). Небольшая откидная
сверху над оградой (проимер 3) никогда не несет
различительного смысла, так же как и у замкнутого
пространства (№ 43). Просто игнорируйте
её.
|
|
51.
|
|
"дитё"
|
стоит обратить внимание на третий пример, в
котором этот граф позволяет расположить "внутри" себя
другие графы. Этот вариант есть исключение из первого
правила декомпозиции.
|
|
52.
|
|
"ночь"
|
иногда путается с "луной" (№ 17), но похожа скорее на "мясо слева" (№ 128)
|
|
54.
|
|
"рис"
|
вариант риса вы уже узнаете и
без моей подсказки
|
|
55.
|
|
"крюк вправо"
|
в традиционном наборе "ключей" отсутствует.
Кроме прямого соответствия картинке кодирует также "левый
нижний угол" вплоть до прямого.
|
|
56.
|
|
"обрыв"
|
бывает и с наклонным
верхом.
|
|
57.
|
|
"ударять (справа)"
|
будьте внимательны, имеет
тенденцию "прикидываться " "многоножкой" (№ 63).
Включает и редкий ныне вариант - старый ключ "ударять".
|
|
59.
|
|
"тавр"
|
меняет только длину верхней
горизонтали. Осторожно, часто путается с последним вариантом
"второго" (№ 3).
|
|
61.
|
|
"мелкий"
|
встречается только слегка укороченный
вариант
|
|
62.
|
|
"старость (сокр.)"
|
встречается и в "полном"
традиционном варианте как самостоятельный иероглиф, как в
примере, а также как компонент иероглифов 姥 и 佬.
|
|
63.
|
|
"много ног"
|
варианты весьма похожи и
узнаваемы. Один из них даже допускает включение внутрь
"точки"
|
|
66.
|
|
"баран"
|
укороченный снизу вариант
"барана" теряет "ногу" (или "хвост"?), а иногда просто
слегка изгибается.
|
|
68.
|
|
"труп"
|
не путать с "дверью" (№ 110)
|
|
69.
|
|
"останавливать"
|
также вполне предсказуемый
вариант.
|
|
70. |
|
"поле" |
|
|
73.
|
|
"квадратный"
|
иногда теряет верхнюю "точку",
располагаясь и самостоятельно, и сливаясь с другими графами.
|
|
75.
|
|
"работа"
|
предсказуемый вариант. |
|
76.
|
|
"корова"
|
два варианта: "укороченный" и
"сжатый"
|
|
78.
|
|
"огонь"
|
сразу два варианта в одном
иероглифе: первый "огонь" просто сжат с боков и легко
узнаваем, а второй,.. что ж, привыкайте, что "огонь снизу"
тоже "огонь" (очередная жертва в копилку "компактности")
|
|
82.
|
|
"топор"
|
опираясь на "горизонталь",
меняет свою левую "откидную" на "вертикаль".
|
|
83.
|
|
"алтарь"
|
"алтарь слева" менее похож на
свой "прототип", чем на вариант "одежды" (№
117, "одежда слева"). Осторожно!
|
|
84.
|
|
"платок"
|
|
|
85.
|
|
"холод"
|
похож на вариант "воды" (№ 18, "вода слева")
|
|
86.
|
|
"запад (сверху)"
|
полный (традиционный) вариант
"запада" встречается реже "сокращенного", а в матрице уж
очень похож на "вино" (№ 159). Во
избежание путаницы в матрицу вынесен сокращенный вариант.
|
|
88.
|
|
"сидящий человек"
|
из трех вариантов второй
"опасен" своим сходством с вариантом графа "сам" (№ 45).
|
|
89.
|
|
"крепкий"
|
два "стесненных" варианта.
|
|
90.
|
|
"собака"
|
"собака слева" встречается
значительно чаще своего основного варианта.
|
|
92.
|
|
"свинья"
|
после комбинации "нож сверху (№ 13)"-"рот (№ 2)" или
после "свиной головы (№ 103)" теряет свою
верхнюю горизонталь
|
|
94.
|
|
"крышка"
|
"крыша" (№ 29)
без "точки" и без вариантов.
|
|
95.
|
|
"пустой" граф |
"граф-модификатор",
"звездочка" ("*" - так он отображается в описании
последовательности графов некоторых иероглифов и в матрице
графов) - граф, который не имеет собственного "образа"
но означает некую модификацию предыдущего графа. Его
употребление подробно описано в Исключениях.
|
|
102.
|
|
"ученый"
|
китайский "ученый" отличается
от "земли" (№ 11), кроме удлиненной первой
горизонтали еще и завидной прямотой, стоит
всегда ровно, независимо от размеров или стесненности.
Вариантов нет.
|
|
103.
|
|
"свиная голова (сокр.)"
|
иногда попадается с удлиненным
"рылом", прикидываясь "орудием письма" (№ 141),
но никогда не компануется с "вертикалью" (№ 16)
, "крюком"(№ 33) и "откидной" (№ 12). Иногда, как во втором примере,
вытягивает нижнюю горизонталь. Полный вариант встречается
нынче редко (пример 3).
|
|
104.
|
|
"металл"
|
чаще всего употребляется в
сокращенном варианте "металл слева". Во втором примере
курьезный случай слияния "отца" (№ 131) и
"металла"
|
|
107.
|
|
"щепка"
|
упрощенный вариант "щепки".
Иногда встречается и иной, причем может располагаться и
справа (пример 1). Полный традиционный очень редок, при этом
слегка варьирует (примеры 2, 3 и 4).
|
|
108.
|
|
"столик"
|
уменьшенный столик "сгибает"
одну ножку
|
|
110.
|
|
"дверь"
|
вариант "старой" двери
(остаток традиционного начертания)
|
|
111.
|
|
"использовать"
|
иногда "выпрямляет" откидную.
|
|
112.
|
|
"род"
|
верхняя откидная может
"маскироваться" другим графом, а горизонталь превратиться в
откидную.
|
|
115.
|
|
"окоп"
|
обычно "охватывающий" граф сам
попал внутрь "ограды" (№ 50).
|
|
117. |
|
"одежда" |
неожиданно оказалась
"охватывающим" графом. Впускает под шляпку другие графы , а
иногда просто теряет ее как во втором примере. Но гораздо
чаще встречается "сокращенный" вариант "одежды" - т. н.
"одежда слева". Осторожно, этот вариант очень похож на
"алтарь слева" (№ 83), добавлена только
маленькая откидная справа. |
|
118.
|
|
"ступня (слева)"
|
полный вариант "ступни"
достаточно редок.
|
|
120.
|
|
"идти"
|
"охватывающий" граф. Внутри
может располагать много чего. Будьте внимательны при
декомпозиции.
|
|
121.
|
|
"пещера"
|
вполне ожидаемая модификация
"пещеры" в первом варианте и неожиданная потеря верхней
точки во втором...
|
|
125.
|
|
"длинный"
|
|
|
128.
|
|
"мясо (слева)"
|
очень похож на "луну" (№ 17) и их часто путают, но это отдельная
песня, обратите на это внимание, я специально выбрал шрифт
с отличным от "луны" начертанием этого графа. Полная версия
"мяса" в примере (встречается значительно реже).
|
|
129.
|
|
"когти (сверху)"
|
"когти" в примере (полный
классический вариант) встречаются катастрофически редко.
|
|
131.
|
|
"отец"
|
|
|
136.
|
|
"поток"
|
в первом варианте изгибает
последнюю вертикаль. Еще один вариант "потока" (пример 2) и
"укороченный вариант варианта" (пример 3). И последняя
редукция до состояния трех вертикалей.
|
|
141.
|
|
"орудие письма"
|
сравните со свиной головой (№ 103).
|
|
144.
|
|
"без-"
|
вторая горизонталь обретает
крючок слева когда граф повторяется (поджимая правую ногу)
или располагается после "крепкого" (№ 89)
|
|
148.
|
|
"насекомое"
|
располагаясь над
"ракушкой" теряет правую "точку".
|
|
150.
|
|
"дождь"
|
"плоский" вариант дождя
встречается чаще основного (51:2)
|
|
152.
|
|
"сетка (сокр.)"
|
редкий "полный" вариант сетки.
В комбинации с другими графами не замечен.
|
|
155.
|
|
"еда (слева)"
|
пребывая в одиночестве
обретает традиционный "классический" вид
|
|
158.
|
|
"четвертый"
|
четвертый циклический (из 12).
Располагаясь сверху сжимается, как в первом примере. В одном
случае выступает в качестве "охватывающего" графа, пропуская
внутрь себя "крепкого" (№ 89).
|
|
159.
|
|
"вино"
|
|
|
160.
|
|
"лодка"
|
был обнаружен только один
вариант, когда "лодка" потеряла нижнюю "точку"
|
|
169.
|
|
"хромой"
|
в этом варианте у "хромого"
ноги явно разной длины. Из 18 иероглифов с графом "хромой"
такой вариант встречается трижды, когда он "подчеркивает"
следующий за ним граф.
|
|
170.
|
|
"слуга"
|
в некоторых случаях утрачивает
внутренние вертикальные.
|
|
171.
|
|
"крошечный"
|
в варианте "точку" меняет на
"откидную". Этот "вариант", кстати, встречается в текстах
гораздо чаще "эталона" |
|
173.
|
|
"хвостатая птица" |
вариант без внутренней точки.
Встречается лишь однажды в качестве самостоятельного
иероглифа. Чтобы отличиться от оригинала, требует добавления
графа "*" (№95)
|
|
183.
|
|
"ступа" |
часто выступает в роли
"охватывающего" графа, заметно изменяясь только в одном
варианте. |
|
192.
|
|
"волосы" |
хотя традиция утверждает, что
это "длинные волосы на голове", вариант "без волос" я не
решился бы отнести к графу № 125
"длинный", уж больно они отличаются графически. Будем
считать пример редукцией данного графа. |
|
199.
|
|
"след зверя"
|
изменяется только в комбинации
с "полем" (№ 70)
|
|